2 марта 2010, Автор: Ольга ТИТОВА.

От собирательства к коллекционированию

От собирательства к коллекционированию

Рабочий кабинет Николая Перевозчикова очень мало может рассказать о том, чем занимается фирма, которой он руководит. Попав сюда впервые, ты сначала обращаешь внимание на картины. Они повсюду. Пытаешься рассмотреть каждую, но понимаешь, что на это может уйти много времени, их столько – глаза разбегаются.

«Музей» в офисе

А в шкафу твоего внимания уже дожидается с десяток фарфоровых статуэток на советскую тематику. И даже на крышке шкафа, где обычно в офисах ничего драгоценнее пыли не хранится, - «выставка» древностей: старинная утварь, обнаруженная во время археологических раскопок. На длинном подоконнике, за жалюзи, - ещё большее удивление: наконечники стрел, какие-то реликты, даже часть бивня мамонта, внешне похожего на окаменевшее дерево.

После увиденного каждый предмет в кабинете начинаешь подозревать в исторической или культурологической ценности. «Это тоже что-то древнее?» - спрашиваю у Николая Ильича о непонятной металлической вещице у него на столе? Он улыбнулся. Оказалось, - деталь системы автоматического пожаротушения.

В сфере пожарной безопасности фирма Николая Перевозчикова работает давно и, как выяснилось, успешно. Её сотрудники отвечают за установку и обслуживание пожарных сигнализаций, систем видеонаблюдения и оповещения на более чем 200 объектах. Под защитой фирмы такие «серьёзные» здания, как театр оперы и балета имени Глинки, Объединённый государственный архив Челябинской области, областной арбитражный суд, онкологический центр и другие.

Счастливый случай

Николай Перевозчиков с детства интересовался литературой и живописью. Сочинял рассказы, которые потом публиковали в местных газетах, в том же «Вечернем Челябинске», пытался рисовать. Занимался резьбой по дереву. Однако это не помешало ему окончить машиностроительный техникум, получить звание лучшего рационализатора и бронзовую медаль ВДНХ за стенд для разборки головки блока двигателя ЗИЛ-130.

Искренняя увлечённость всем, чем бы он ни занимался, 100-процентная самоотдача делу помогали Николаю Ильичу добиваться успеха. Но и счастливый случай был на его стороне. Интересный факт из жизни: в 14 лет он подарил Челябинскому областному музею подшивку газеты «Правда» за 1912 год. Нашёл раритет совершенно случайно — в подвале шедшего под снос старого здания, в который из любопытства залез вместе с соседскими мальчишками.

Одним из главных увлечений Николая Ильича сегодня является коллекционирование картин. В его собрании более 300 живописных и графических работ. Началось оно с икон. (Однажды будущему коллекционеру посчастливилось спасти икону конца 19 века: недальновидные хозяева хотели смастерить из неё детский столик.)

Среди первых картин в собрании Николая Перевозчикова был «Масловский дворик» Василия Соловьёва, иллюстрацию которой он увидел в журнале «Лира». Картина настолько понравилась Николаю Ильичу, что он решил её приобрести. Понадобилось несколько встреч с автором, прежде чем сделка была совершена.

Спустя некоторое время жизнь свела Николая Ильича с художником Валерием Якивцом. Как признался коллекционер, эта встреча ознаменовала новый этап в его увлечении. Если раньше он приобретал картины хаотично, опираясь исключительно на свой вкус, то теперь понял, что ему необходимо сформулировать для себя конкретную цель. Просто владеть картинами его не устраивало, хотелось чего-то большего.

«Художники, как правило, скупы на комплименты своим коллегам, а Якивец объективно оценивает работы, его мнению можно доверять. Валера никогда не скажет, что эта картина плохая только потому, что её написал не он», - поделился Николай Перевозчиков.

Коллекционирование тоже творчество

Роль коллекционеров в истории неоднозначна. Они обеспечивают живописцам заработок, но не все художники воспринимают эти отношения как помощь. Они способствуют продвижению мастеров, устраивая выставки, но бывает, что цель собирателей картин — просто повесить шедевр на стенку. Тем не менее, нельзя не признать их значение в деле сохранения культурного наследия. И имена братьев Павла и Сергея Третьяковых — лучшее тому подтверждение.

По словам Валерия Якивца, лет 10 назад Союз художников России проводил большую выставку картин из частных собраний челябинских коллекционеров. Но с тех пор прошло много времени. Проблема ещё и в том, что заслужить признание специалистов и право называться коллекционером не так просто.

В первую очередь, как уже отмечалось, у собрания должна быть концепция. Например, Николай Перевозчиков, благодаря Валерию Якивцу, нашёл свою «нишу» - пейзаж в различных формах (городской и индустриальный пейзаж, пейзаж как таковой) и техниках. Индустриальным, или промышленным, пейзажем, по словам Валеря Якивца, лет 20 никто не занимается. Лучшие картины этого направления в 1990-х годах вывезли за границу иностранцы. Тогда существовала мода на советскую действительность.

Ещё один важный момент: ценность собранию придают конкретные авторы. Николай Перевозчиков поставил перед собой задачу. Он намерен восстановить имя недооценённого современниками художника Николая Богомолова, который множество своих работ посвятил Металлургическому району Челябинска, писал завод ЧМЗ, его цеха.

В собрании Николая Ильича особое место уделено картинам и такого самобытного автора, как Александр Суханов (Сатка), чьи работы не вписываются в основную концепцию собрания, стоят особняком.

«Работы советских художников в основном хранятся в галереях и частных собраниях, как в России, так и за рубежом. То, что осталось в Челябинске, - это крохи, которые затерялись по углам мастерских. Чаще всего они в ужасном состоянии, нуждаются в реставрации. Я покупаю картины как состоявшихся художников, так и молодых, чьи имена пока мало известны. Но главное сейчас – собрать наследие уходящих мастеров, потому что их картины могут быть утеряны навсегда», - рассказал коллекционер.

Сохранение наследия южноуральских мастеров – это только часть задачи. Картины обязательно нужно выставлять, их должны видеть люди, считает коллекционер. В декабре прошлого года в здании государственного архива Челябинской области открылась первая выставка промышленного пейзажа из собрания Николая Перевозчикова. Как отметила искусствовед Галина Казакова, зрители получили возможность увидеть работы «значительных для Южного Урала мастеров»: Рашида Сафина, Николая Аникина, Николая Богомолова, Ивана Кучмы и многих других. В 2010 году планируется проведение и других выставок.

Забытый пейзаж

Индустриальный пейзаж, на котором сосредоточился Николай Перевозчиков, в бытность Советского Союза пользовался большой популярностью. Предприятия часто делали заказы художникам со стороны, оплачивали их работу и командировки. Не редко творческие группы создавались непосредственно на самих предприятиях. Таким образом, художник получал гарантированный заработок и возможность увидеть свои работы на выставке, а руководство предприятия – профессионально выполненные картины.

В собрании графики и живописи Николая Перевозчикова представлены работы известных южноуральских художников: Дмитрий Фехтнер, Александр Сабуров, Михаил Ткачёв (они стояли у истоков создания творческого союза художников в Челябинске), Николай Черкасов, Иван Кучма, Николай Аникин, Валерий Якивец, Рашид Сафин, Александр Прибытов, Николай Богомолов и многие другие.

Благородное увлечение

Немало челябинских коллекционеров оставили след в истории города. Коллекционирование в нашем городе развито слабо. По сравнению даже с Екатеринбургом. Зато имена тех немногих собирателей культурных и исторических ценностей на слуху. Вот несколько примеров.

6 мая 2008 года не стало бывшего начальника УВД Челябинска, известного в нашем городе коллекционера живописи Валерия Пустового. Валерий Павлович родом из Волгограда. Окончил Свердловский юридический институт. С 1966 года служил в милиции. А в 1985 году возглавил УВД Челябинска. Именно благодаря нему в городе стали проводить милицейский мемориал имени Масленникова, который впоследствии получил статус всероссийского.

Валерий Пустовой был большим ценителем живописи. Приобретаемые картины он не прятал от горожан, не раз выставлял их. Например, девять лет назад в выставочном зале Союза художников прошла вторая выставка произведений из частных собраний челябинцев. Инициатором проекта выступил Валерий Пустовой.

Первая большая выставка состоялась двумя годами ранее, тогда зрители смогли увидеть картины из собраний 16 коллекционеров. Искусствоведы оценили высокий уровень представленных произведений, свидетельствующий о большой ценности собраний челябинцев. Ко второй выставке были привлечены уже 26 коллекционеров. На обозрение общественности было представлено около 200 живописных и графических работ.

Известно и имя Олега Малахова. Коллекционированием он увлечён с 1970-х годов. Олег Петрович в 1999 году открыл в Челябинске, в самом центре города, Музей личных коллекций. В экспозиции музея представлена древнерусская религиозная пластика (кресты, иконы, накладки библий), китайский и японский фарфор, живопись и так далее.

Интересный факт из истории города. Идею по созданию в Челябинске художественного музея высказал одним из первых В.П. Бирюков, учёный, краевед и коллекционер. В 1918 году он представил депутатам городской думы проект научного хранилища, в составе которого и предполагалось открыть картинную галерею. Эта идея была осуществлена много позже, когда в июне 1940 года в здании Александро-Невской церкви на Алом поле была открыта Челябинская областная картинная галерея — старейший и один из самых крупных на Южном Урале классических художественных музеев.