26 февраля 2010, Автор: Дина НАФИКОВА

«Россия для русских?»

«Россия для русских?»

В среду 24 февраля в «Мегаполисе» состоялся показ нашумевшего фильма Павла Бардина «Россия 88». «Россия 88» - художественный фильм о группе молодых неонацистов был показан в рамках фестиваля фильмов MINIFEST проекта Frontline в Челябинске. Вход для посетителей был свободный. После окончания фильма зрители смогли задать вопросы самому режиссеру картины.

Павел Бардин – молодой режиссер, сценарист, продюсер – известен по таким работам, как фильмы «Герой» (1999), «Трое и Снежинка» (2007), сериалам «Холостяки» (2004) и «Клуб» (2006).

Фильм «Россия 88» вы уже могли видеть в Интернете. Конечно, в соответствующем качестве. В Челябинск фильм привезли после участия в Берлинском международном фестивале, после показов и обсуждений в Киеве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Воронеже, Новосибирске, Перми и других городах. Он получил спецприз «Событие года» Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» в 2009 году.

На показе в Челябинске аншлага не было, да и вряд ли организаторы преследовали такую цель. В большинстве своем аудитория была представлена студентами, на которую, по словам Павла Бардина, и ориентирован его фильм в первую очередь. Картина имеет возрастные ограничения: она адресована людям старше 18 лет.

Среди зрителей не было явных приверженцев нацизма (координаторы пытались пригласить таких людей, но они отказались), хотя в других городах приходили.

- Открыто на конфликт не шли, не оскорбляли, - рассказал режиссёр. – В Интернете, конечно, была более активная реакция.
Посмотреть картину и остаться абсолютно равнодушным вряд ли возможно. Об этом свидетельствовали те многочисленные вопросы, которые зрители задавали режиссеру во время обсуждения.

Число в названии фильма – это закодированное «Heil Hitler» (в немецком алфавите буква H восьмая по счету). Главные герои фильма — неонацисты. Молодые люди не работают, не учатся, занимаются боксом, пьют пиво и избивают на улице эмигрантов. Цель их жизни – освободить страну от приезжих, сделать «Россию для русских».

Сюжет фильма напоминает историю Ромео и Джульетты, только современную и более жестокую. Главный герой, Саша, вырос в обычной семье: интеллигент-отец, работающая в ночную смену мать, красивая и неглупая сестра. Но в своей подпольной жизни Саша – жестокий главарь банды неонацистов по кличке Штык. Узнав, что его сестра встречается с темноволосым и смуглым парнем с рынка, он не может с этим смириться. В финале фильма три смерти, одна из которых - самоубийство Саши, как жертвы страшной идеологии по имени нацизм.
Все происходящее в фильме снимается на камеру одного из членов банды, еврея Абрама. Это задумка режиссера, благодаря которой зритель словно присутствует в каждой сцене. Это придает картине стилистику документальности.

До самого конца фильма нет и тени морализаторства: откровенные картины насилия, пьянства, жестокости, фашистские лозунги и музыка, нецензурная брань. Возможно, именно поэтому картину долго не разрешали запустить в прокат. Срывались показы в Москве, а в декабре 2009 года самарский областной прокурор по иску двух сомнительных граждан обратился в суд с требованием признать фильм Бардина экстремистским и запретить к показу.

Павел Бардин не воспринимает идеи нацистов, никогда не принадлежал к их числу. Он категоричен и к умеренному нацизму, считая, что это «путь к развалу страны» и «нежизнеспособная модель». Его фильм – отчаянная попытка достучатся до людей, докричатся до равнодушных. На экране может не быть ни одного «положительного» героя, но это вовсе не значит, что автор фильма стоит на стороне зла и пропагандирует его. После многих столкновений, критики, споров, иск был снят, и фильм выйдет в прокат.

На вопрос, не порождает ли насилие на экране насилие в жизни, Павел Бардин отвечает:

- Кино опосредовано влияет на жизнь. Это глупо, когда говорят, что преступления совершаются по модели, увиденной в кино.
По словам режиссера, в основе сюжета - реальные события и судьба, используются настоящие фашистские тексты, документальные сведения. Павел Бардин лично встречался с неонацистами, чтобы максимально точно отразить их жизнь с «перевернутыми ценностями» в своей картине. Фильм страшен, потому что правдив.

Сцены, в которых Абрам и Штык задают людям на улицах города вопрос: «Россия для русских?», - реальны. Прохожие, не подкупленные, не знающие о съемках, отвечали в основном утвердительно. Это были простые люди: старики, подростки, взрослые женщины и мужчины. И в их ответах – самое пугающее, что только есть во всем фильме. Почему? Потому что – и это хорошо видно в фильме – они не знали, о чем говорят.

Картина завершалась титрами: список последних жертв экстремизма (80 человек за один только 2008 год!) на территории России был говорящим многоточием, которое режиссер поставил в конце.

Павлу Бардину в тот вечер задали немало вопросов.

- В Воронеже и Челябинске оказалась самая активная и интересная аудитория, спасибо, - искренне и просто поблагодарил столичный гость всех пришедших.

Звучали и ответные слова благодарности: за «хороший», даже «гениальный» фильм. Но было видно, что режиссеру не нужна похвала, главное – отклик. И автор картины его получил. Ведь совершенно точно, что после просмотра в тот вечер каждый зритель вполне определенно ответил для себя на вопрос: «Россия для русских?».

В рамках фестиваля MINIFEST в Челябинске будут организованы показы документальных фильмов: 25 февраля – на тему о роли и проблемах журналистики фильмы «Анна Политковская: Семь лет на линии фронта», «Красные линии. Крайние сроки», «Войны блогов» (ЮУрГУ); 26 февраля – фильмы «Кровавый след» и «Долина» («Мегаполис»), 27 февраля – «Багдад: скорая помощь», «Катынь» («Мегаполис»). Вход бесплатный.