30 октября 2009, Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА.

Истории человеческих преодолений

Истории человеческих преодолений

Инвалидность не приговор. Человек с ограниченными возможностями тоже имеет право на то, чтобы жить, реализовывать себя и приносить пользу обществу. Эту мысль в очередной раз попытаются донести до челябинского зрителя организаторы IV Международного кинофестиваля о людях с инвалидностью «Кино без барьеров», который пройдёт в кинотеатре «Знамя» с 3 по 6 декабря. Также на этом мероприятии впервые в нашем городе покажут ленты для инвалидов по зрению.

Навёрстываем упущенное

Такие фильмы не показывают по телевизору, их нет в широком прокате. Однако посмотреть их традиционно приходит много зрителей. Международный кинофестиваль по проблемам людей с ограниченными возможностями «Кино без барьеров» организация инвалидов «Перспектива» проводит с 2002 года. Мероприятие проходит с периодичностью в два года, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам, с которыми инвалиды сталкиваются каждый день. В этом году челябинский показ организуют портал «Благо74» и кинотеатр «Знамя».

По словам специалиста по PR портала «Благо74» Эдуарда Мухамадеева (на нижнем снимке №1), эти киноленты не блещут именами известных актёров. Большинство из них сняты начинающими кинематографистами за минимальные бюджеты. Но от многих прошибает слезу. За четыре дня будет показано 15 лент, которые признали лучшими в разных номинациях. Помимо Челябинской области фильмы-призёры демонстрировали ещё в 19 субъектах РФ, а также в странах бывшего СНГ.

Прежде чем отправить ленты в регионы, их отсматривают в Москве. На последнем, четвёртом по счёту фестивале «Кино без барьеров» победителей пришлось выбирать более чем из 100 фильмов. Большинство российских городов увидели лучшие ленты в ноябре прошлого года. Челябинская область пропустила год из-за кризиса. Теперь навёрстываем упущенное.

География участников фестиваля широка: Россия, США, Англия, Канада, Франция, Италия, Испания, Израиль, Иран, Узбекистан и другие страны. Не менее широк и спектр представленных жанров: короткометражные и полнометражные ленты, документальные, художественные и анимационные фильмы и ролики. Ленты идут с субтитрами, чтобы их могли посмотреть инвалиды по слуху. Кроме того, фильмы одного из дней показа снабжены тифлопереводом — специальным звуковым сопровождением, которое представляет собой рассказ о том, что происходит на экране для незрячих. Раньше роль тифлопереводчиков выполняли люди, находящиеся в зале.

Почему в СССР не было инвалидов

По словам Эдуарда Мухамадеева, который первым в Челябинске посмотрел все фильмы фестиваля, самые пронзительные ленты снимают российские авторы.

— В Европе к инвалидам другое отношение, — констатирует он. — К примеру, есть фильм о человеке, у которого двигается только голова. Он писатель. Передвигается по улице на кровати, к которой приделаны колёсики. Тем не менее он живёт активно: ходит на концерты и спектакли, а в некоторых даже сам участвует, отдыхает с друзьями на природе, даже катается на горных лыжах. Конечно, не один, в Европе есть специальное снаряжение, которое крепится к комплекту горных лыж. Он вместе со спортсменом съезжает с горы. Нашему зрителю будет полезно увидеть это. В Советском Союзе вообще не принято было обсуждать проблемы инвалидности. Таких людей, как и секса, долгое время не было. Поэтому здания не оборудовались пандусами, а детские дома для ребят с ограниченными возможностями строили либо за городом, либо в самых отдалённых уголках. В роддомах мам уговаривали отказаться от ребёнка, у которого проблемы со здоровьем.Поэтому детские дома были переполнены, хотя больных малышей появлялось на свет не больше, чем теперь.

Сейчас мы пожинаем плоды прошлого. Наверное, поэтому у нас практически нет пандусов, соответствующих нормативам, в крупных кинотеатрах и развлекательных комплексах, кафе, пиццериях и ресторанах. Иными словами, люди на колясках не могут зайти попить кофе или посмотреть фильм. Что самое ужасное, они не могут попасть в большинство аптек.

— Расстояние от ТЮЗа до Главпочтамта, которое большинство людей могут пройти меньше чем за пять минут, физически крепкий человек на коляске преодолевает полтора часа, — продолжает Эдуард Мухамадеев. — Для этого ему необходимо подняться вверх по улице Воровского, перейти дорогу на пешеходном переходе, доехать до «КиноМАКСа», там снова перейти дорогу, доехать до улицы Красной, спуститься по ней до проспекта Ленина и дальше уже ехать на Кировку, а по ней к Главпочтамту. Такой эксперимент проводился недавно. И ни один из его участников, а среди них были люди, которые регулярно ездят на паралимпийские игры, не рискнул спуститься в переход на площади Революции по пандусу. Думаю, что его поставили «для галочки». Такие же убийственные пандусы установлены в переходе возле теплотехнического института, а на расстоянии меньше метра от них железные решётки. Наверное, чтобы человек, который отважится спуститься по ним, ненароком не въехал в витрины.

Позитивные изменения

Впрочем, в последние годы ситуация начала меняться. Появились строительные нормы, в соответствии с которыми новые здания не принимаются без пандусов. Ими постепенно оборудуются социально значимые объекты. Второй год в Челябинске проходит конкурс на самый доступный район. Однако в одночасье проблему, которая существовала много десятилетий, не решить. И для начала, считают благотворители, необходимо изменить отношение к инвалидам.

— Эти люди не нуждаются в жалости. Они такие же члены общества, как и мы. Фильмы фестиваля показывают, что они так же могут реализовывать свои возможности, приносить пользу обществу. Но всё то, что для нас кажется ерундой, им даётся с огромным трудом. И это необходимо помнить, — пояснил Эдуард Мухамадеев.

В подтверждение его словам — фильм про молодого парня из Ирана, который в детстве подорвался на мине. Он ничего не видит, у него болят ноги, одна рука оторвана по локоть, на другой всего один палец, однако молодой человек читает книги, сам стирает себе вещи и учится работать в мастерской. Яркая, но совершенно не пафосная история преодоления.

На показ фильмов приглашаются все желающие. Вход бесплатный.