31 июля 2009, Автор: Ольга ТИТОВА. Фото: Вячеслав НИКУЛИН

Свето- чувстви- тельная, пожаро -опасная

Свето- чувстви- тельная, пожаро -опасная

Киномехаников в Челябинске можно пересчитать по пальцам. Когда-то их готовили у нас, теперь специалистов в данной области «выписывают» из других городов. Грезы наяву — кино. Кино — и волшебство, и «важнейшее из искусств», и побег от реальности. Я не знаю людей, которые не любят кино, но я знаю людей, которые им «болеют». Валентина Дудникова вот уже 30 лет служит кинематографу, хотя имя ее никогда не появится в титрах. Валентина Михайловна — киномеханик старейшего в Челябинске кинотеатра «Знамя».

В прежние годы, вспоминает она, удовольствием было просто прийти на работу. У входа всегда стояли люди. И вместо приветствия звучал один и тот же вопрос: «У вас есть лишний билетик?» В 1960-х годах «Знамя», ранее ничем не отличавшийся от прочих кинотеатров, стал специализироваться на документальном, так называемом «элитном кино», - а это особая публика, так что нет ничего удивительного в ностальгии по тому, старому зрителю, которую испытывает Валентина Дудникова.

- Я телевизор не воспринимаю, фильмы люблю смотреть только в кинозале, со всеми их спецэффектами, всей зрелищностью. Посмотрев однажды кино со стереозвуком, я теперь другое звучание не могу себе представить, - признается она.

В служебные обязанности киномеханика входит ознакомление со всеми выходящими в прокат киноновинками, - в кинотеатр часто звонят зрители, спрашивают о содержании фильма, просят совета. Впрочем, обязанностью это указание директора сложно назвать. Пересмотрев порядочное число кинолент, Валентина Михайловна осталась все тем же преданным кино зрителем, открытым для новых впечатлений, как и много лет назад, когда она в детстве впервые увидела фильм «Спартак» с Кирком Дугласом в главной роли.

- Моя мама работала в деревенском клубе кассиром, контролером и техничкой, поэтому я с детства пропадала в кино, - рассказала Валентина Михайловна. - Я родилась и выросла в Казахстане, а учиться приехала в Челябинск.

Отучившись два года в институте, девушка вынуждена была перевестись на заочное отделение и срочно искать работу. В кинотеатре «Знамя» оказалась свободна вакансия технички. Откажись она тогда от нее, пройди мимо, кто знает, как сложилась бы ее судьба.

- Мне все равно было, кем работать, лишь бы работать, - продолжила она рассказ. - Когда бухгалтер узнала о том, что у меня незаконченное высшее образование, меня поставили кассиром. Потом перевелась в кинотеатр «Октябрь» старшим кассиром, и там уже я выучилась на киномеханика.

Сейчас киномехаников в Челябинске не готовят, а раньше — да. Кроме того, обязательное ежегодное дополнительное обучение. Курсы организовывала городская киносеть, технический кабинет которой размещался в кинотеатре «Урал» (нынешний «КиноМакс-Урал»): киномехаников второй категории выпускали в 101 училище. О том, насколько популярна была это специальность, можно судить по тому, что в «Знамени» работали 12 киномехаников, а сейчас всего два, плюс один инженер, который следит за аппаратурой.

- Мы теперь с коллегами только по телефону общаемся, а в прежние годы нас собирали на ежегодную техучебу и гоняли в колхоз огурцы собирать, - вспоминает Валентина Дудникова. - Мы даже со своей сменой не видимся, потому что работаем по одному. Какой график работы? Сегодня первый сеанс в 10.50 утра — я должна хотя бы за полчаса прийти к началу смены, подготовить аппаратуру. А последний начинается в 22.20. Перерывы между фильмами небольшие, поэтому я даже на Кировку не выхожу.

В аппаратной все время оглушительно гудит включенная аппаратура. Это, пожалуй, один из существенных недостатков работы киномеханика, который по-настоящему оценить может только тот, кто никогда прежде не бывал за кулисами кинотеатра. Сами киномеханики к шуму привычные. Валентина Михайловна бежит от тишины и чтобы хоть как-то разбавить ее, дома включает для фона телевизор и радио.

Кинотеатр «Знамя» работает «по старинке». Это означает, что каждые 15 минут нужно зарядить аппарат новой пленкой, подготовить переход между отдельными частями и перемотать старую. Пока один аппарат прокручивает первую бабину фильма, второй стоит наготове. Кончится один отрывок, тут же включается в работу запасной кинопроектор. По такой схеме еще кинотеатр имени А.Пушкина работает, только там фильм на две части делится. В крупных кинотеатрах, таких как «Мегаполис» и «КиноМакс-Урал», где установлена более современная техника, весь фильм сматывается на одну бабину и транслируется без остановок.

Переход между между частями фильма неискушенный зритель не замечает, зато Валентина Дудникова, знающая весь процесс от и до, видит все огрехи киномеханика. Для нее это главный и, пожалуй, единственный минус любимого дела.

- Весь фильм, наверное, килограммов 20 весит, одна бабина — порядка семи килограммов, но я, пока вы не спросили, никогда не задумывалась над этим вопросом, - рассказала женщина. - На то, чтобы зарядить аппарат, секунд 16 уходит. Можно и за 14 секунд, но быстрее никак нельзя.

- Как киномеханик может повлиять на качество фильма?

- Он может неправильно выставить объектив, и картинка нерезкая будет. Может забыть поменять формат фильма и вкладыш-рамку, и получится узкое изображение на экране. Попадет не в рамку — полоса на экране. В редких случаях может случайно поменять фонограмму, сделать неточный переход или перепутать и склеить не те части фильм. Я помню свою первую порчу фильма: какую-то детскую картину - забыла название, это было давно — заполосовали из-за моего недосмотра. Было столько слез, столько горя. Жить не хотелось. Нас запугивали: вы не рассчитаетесь за фильм. Выписали мне штраф — раньше не имели права лишать больше 20% от оклада. В принципе, и сейчас так.

- На сколько показов рассчитана кинопленка?

- Сейчас применяется новый тип пленки, на лавсановой основе. Она практически не рвется, качество печатания гораздо лучше. Хотя бывает, присылают и бракованные копии. Например, «Ледниковый период» пришел с плохо записанным звуком, немного изображение темновато. Эти недостатки киномеханик исправить не может. Самовозгорающейся пленки лет 40 нет, а лавсановую даже увлажнять не надо, - она не усыхает: раньше мы пленку увлажняли специальным составом, иначе она становилась хрупкой, легко рвалась, ломалась.

Если опытный киномеханик с пленкой работает, фильм может выдержать до одной тысячи киносеансов. Поверхность, конечно, изнашивается, царапины появляются, но это все можно восстановить. Однако если испорчена перфорация, ничего поделать уже нельзя. Впрочем, лавсановая основа сверхпрочная и такого рода повреждений у нас практически не бывает.

Важно еще, чтобы аппаратура была хорошо отлажена. Раньше я вела тетрадь, в которую заносила все поломки техники, а затем выпытывала у инженера, почему так произошло, как исправить поломку. Страх перед аппаратурой у меня пропал только лет через десять после того, как я начала работать. Я научилась чувствовать её. Техника не любит грубого к себе обращения. Если приходишь на работу с дурным настроением, она начинает барахлить и будто специально ломается.