8 мая 2009, Автор: Людмила АРХИПОВА

Раритет ко Дню Победы

Раритет ко Дню Победы

Толпа зевак облепила площадь Революции в этот, казалось бы, совершенно будничный день. По периметру между кадетами в форме сновали руководители в обычных джинсах и кроссовках. Из колонок в четвертый раз подряд начинала звучать одна и та же песня - «Прощание славянки». Громкий женский голос раздавал указания о порядке выходящих номеров. На главной площади Челябинска шел последний, финальный прогон репетиции праздничного парада ко Дню Победы. А в уголке у ТЮЗа скромно притулились уникальные восстановленные машины военных лет.

Завтра примерно в обеденное время это зрелище смогут увидеть тысячи горожан. А пока шла репетиция, наш корреспондент успел поговорить с владельцами уникальной техники времен Второй мировой войны, которые традиционно будут участвовать в праздничных мероприятиях. Отметим, что Челябинск — один из трех городов России, где на парад раритетная военная техника приезжает своим ходом.

Репетиция, пусть и финальная, — еще не сам парад, поэтому я осмелилась прокатиться по площади на УАЗ-69 1951 года выпуска в гражданском. На параде этого не допустят. Одежда водителей будет соответствовать духу тех времен.

- Это, конечно, не машина, которая участвовала в войне, - рассказывает владелец агрегата Сергей. - Но и послевоенные автомобили имеют большую цену для ветеранов и для нас. Я езжу на ней, и на нас с машиной льется просто океан позитивных эмоций.

Сергей давно занимается восстановлением военной и послевоенной техники. На этой машине сохранены практически все «родные» детали, вплоть до болтиков. По бортам стоят перекладины из дерева 50-х годов прошлого века. «Неубиваемый внедорожник», - говорят знатоки. Толстенное железо, например, спустя полвека требовалось только зашкурить и покрасить. В темно-зеленый цвет, конечно. Под капотом — мотор, которому уже почти 60 лет. Поразительно, что этот автомобиль до сих пор ездит.

- Единственное, что я сразу поменял, — это карбюратор, - продолжает Сергей. - С тем, который поставлялся с завода, машина «кушала» до 20 литров бензина. Теперь она умерила свои аппетиты. И проводку всю заменил.

Многие износившиеся со временем элементы пришлось выбросить. Зеркала, гудок и выхлопная труба сразу пошли на свалку. Хозяин раритетной машины искал необходимые детали по авторазвалам, спрашивал владельцев "Волг", "Побед", УАЗов и "Москвичей", можно ли подобрать аналогичные по размерам современные тросики, трубки, стекла. Все, что не нашло своего "дублера", создавалось вручную на токарных станках или переделывалось из деталей от других моделей. Кстати, для всех людей, увлеченных восстановлением УАЗиков, существует свой сайт, где они могут обменяться интересной информацией, посоветоваться, собраться или заказать уникальный квадратный номер (белыми знаками на черном фоне) УАЗ-69.

- Я делал машину для души и очень рад представить ее в возрожденном виде на параде. Вот уже пятый год подряд меня приглашают на площадь Революции. Естественно, я не мог предстать перед взглядами тысяч людей, а тем более ветеранов, на машине с дырявым и прогнившим тентом.

Прежде чем пускать прохудившийся и выгоревший на солнце тент в утиль, ребята сняли с него мерки. Потом по лекалам они сделали выкройку и сшили новый. Под ним в непогоду смогут свободно укрыться в кузове шесть здоровенных бойцов. Но вчера мы решили брезент не одевать. Автомобиль стал похож на эксклюзивный кабриолет послевоенных времен.

Мы попали в пробку, когда ехали к месту репетиции парада. Машины вокруг казались чересчур гладкими, зализанными и... игрушечными. На нас со всех сторон восхищенно смотрели люди, многие махали руками, улыбались, просили сфотографироваться. Рядом остановился автомобиль Toyota Land Cruiser.

- Ну посмотри, какой же это внедорожник? - любовно похлопывая своего железного коня, улыбнулся Сергей. - Железо тонкое, два моста ведущие, но слабенькие, где-нибудь поцарапаешь — обидно. А расход бензина примерно тот же. В лес и по бездорожью на нем ездить жалко. А у меня — настоящий джип. Хотя и разбивать его тоже не собираюсь.

Мы проехали по площади в четвертый раз, и все развернули автомобили домой. В следующий раз машины приедут радовать глаз только на парад. «Год готовишь технику для одного дня» - шутят владельцы. Хотя многие используют эти машины ежедневно. Кстати, УАЗ-69 будет участвовать в этом году на параде в единственном экземпляре. Еще приедут несколько мотоциклов с пулеметами, две «полуторки» - ГАЗ АА, ЗИС-151, ГАЗ-51 с полевой печкой и многие другие. И каждый из водителей либо штурманов на параде будет в военной форме тех времен, скроенной и сшитой по лекалам полувековой давности.

- Сейчас проедемся мимо парковки, и ты услышишь, - хитро подмигнул мне Сергей и запел «Мой паровоз вперед летит...». У нескольких иномарок сработала сигнализация. - Мотор ревет, глушителя нет. Восстановлю — будет намного тише.

Нам предстоял вояж до гаража, где и происходит восстановление этого послевоенного раритета. В боксе для этого было все. В углу притулился остов от легендарной машины "Москвич-400", рядом лежали уникальные стекла для него. Мы пересели в другую машину, хотя до дома было всего три остановки.

- Мой уазик — не та машина, после которой хочется ходить пешком, - гордо, но с усталостью сказал напоследок хозяин раритетного авто.