9 ноября 2006, Автор: Сергей СМИРНОВ

«Автограф» на волнах

«Автограф» на волнах

В гробу было довольно просторно, можно было даже переворачиваться. Вот только немного холодно – за бортом стояла осень, и слабенький обогреватель прогревал воздух самую малость. Эта ночь запомнится мне надолго: тишина, золотая россыпь звезд на небе, тихий плеск волн…

На крейсерской скорости

Парус хлопнул, набрал полную грудь воздуха, «Автограф» накренился на левый борт и стал набирать скорость.

- Передвигаясь по яхте, - предупредил Игорь, старайся за что-нибудь держаться. Водичка сейчас холодная, так что купаться нежелательно…

Яхтенный сезон заканчивался. Перед тем, как поставить «Автограф» на зимнюю стоянку, мы решили пройтись вдоль побережья Увильдов. Ветер крепчал, и хотя Игорь предупреждал, что нужно «одеваться по-взрослому», руки и лицо покраснели от холода. Анатолий в каюте загремел чайником…

- Хочешь вести яхту? – спросил Закржевский.

- А не перевернемся?

- Ну, что ты – для этого нужна солидная океанская волна…

Первый раз в жизни я взялся за румпель крейсерской яхты. Игорь сидел рядом, волнения почти не было, но с непривычки «Автограф» немного рыскал по курсу. Перед входом в залив Закржевский (верхнее фото) меня сменил – здесь были мели, и экипажу пришлось изрядно покрутиться. Озеро яхтсмены знают не хуже своей квартиры. В гонке на приз закрытия сезона «Автограф» занял второе место в своем классе, и третье – в общем зачете. Экипаж – Игорь Закржевский – Анатолий Осауленко (фамилии можно ставить в любой последовательности – в мастерстве яхтсмены равны) дружат «почти 100 лет», и расставались только во время службы в армии. Можно сказать, что они понимают друг друга с полуслова. Но когда я завел речь о мастерстве, Игорь махнул рукой: подготовка спортсменов примерно одинаковая, на гонках все зависит от яхты: как кораблик сделаешь, так он и поплывет! Дефект корпуса то ли в одну десятую, то ли в сотую процента (не помню – не записал) ухудшает скоростные качества яхты на 7 процентов. Так свой «Автограф» Закржевский и Осауленко (нижнее фото) просто вылизывали.

Если хилый – сразу в гроб?

Сейчас можно купить любое судно – были бы деньги. На озерах Челябинской области можно увидеть катера стоимостью 50 тысяч евро, по тем же Увильдам ходит яхта за 130 тысяч. У Закржевского и Осауленко таких денег нет, и в ближайшее время не предвидится. Так что яхты приходится строить самим.

20 лет назад на Увильдах появилась яхта «Мир». Строили ее вскладчину несколько человек, в том числе и мои знакомые. В конце 90-х, во время финансового кризиса, кое-кому потребовались деньги. Пришлось «Мир» продать, а вырученную сумму поделить. Никого из своих товарищей ни Игорь, ни Анатолий за это не осудили.
Пять лет назад они решили заложить новую яхту. Теперь уже вдвоем. Договорились с руководством одного из предприятий. Начали «лепить» корпус, и начальство, посмотрев на остов будущей яхты, заказало еще одну. А потом и вторую. За пять лет Закржевский и Осауленко построили три яхты.

Для того, чтобы построить яхту, нужны инженерные знания и владение несколькими профессиями. Закржевский начал перечислять: гидродинамика, аэродинамика, сопромат… Взять работы по дереву: здесь требуется квалификация выше, чем у столяра, но чуть ниже, чем у краснодеревщика. Правда, некоторые детали и краснодеревщику не под силу. Лаки, краски – здесь химиком нужно быть. Для проектирования судна необходимо знать компьютерные программы. Увлекшись парусным делом, Игорь выучил названия всех корабельных «веревок» и «деревяшек», а их, если не ошибаюсь, соответственно, 128 и 132.

В процессе строительства Закржевский и Осауленко сделали несколько изобретений. Так обрадовались сами себе, что разместили информацию на одном из сайтов. «Вы что, ребята, - сказали им специалисты, - а патент?» Про патент они и не подумали. Возможно, что свои изобретения они кому-то просто «подарили».

Дорого ли строить яхту? Недешево. Возьмем самые мелочи. Например, на отделку каюты затрачивается столько же материалов, сколько на трехкомнатную квартиру. Стоимость одного квадратного метра парусной ткани (самой дешевой) – 19 долларов. А нужно метров 60. О том, в какую сумму обошлась яхта, хозяева предпочли умолчать. Сказали лишь, что на каждую гайку есть документ. Если собрать вместе все бумажки, можно заполнить ими всю яхту – каюту, рундуки, и… гробы.

Гробами, кстати, называются помещения на яхте, где спят матросы – узкие, словно пенал, закрытые помещения. Спать в них удобно – никто через тебя не перешагивает, не толкает. Спи спокойно, дорогой товарищ!

Поклонники раков

В яхтенном клубе «Увильды» собрались люди, которые потратили много лет упорного труда, чтобы превратить свою жизнь в праздник. А праздники здесь, по словам президента клуба Геннадия Кулиша, отмечают часто: День Военно-морского флота, День речника и так далее. Есть и свой праздник, довольно оригинальный. В августе на Увильдах отмечают… День рака. Когда-то в озере водились отменные раки, потом стали вымирать: случилось это, видимо, в связи с падением уровня воды – рачьи норы оказались на поверхности, и зимой раки вымерзли. Так вот, в августе яхтсмены привозят на Увильды раков, выловленных в других озерах. Тех, кто плохо перенес транспортировку, варят в ведре, здоровых – отпускают в озеро. В одном из озер области разводят раков с большими, словно у омаров, клешнями. В нынешнем году их выпустили в Увильды – пусть размножаются.

Во время праздников яхтсмены ставят на якоря свои кораблики где-нибудь возле острова, и ходят друг к другу в гости, перепрыгивая с яхты на яхту. Иногда в гости приезжают музыканты из джаз-оркестра, тогда вовсе становится весело.

О победах в великих яхтенных гонках здесь не помышляют – поездки в далекие страны не по карману. О чем же мечтает Игорь Закржевский?

- Хочу подержать в руках штурвал самолета. Не на земле, в воздухе, конечно. А там и умирать можно…

Насчет «умирать можно», он, конечно, завернул лихо. А вот полетать… Почему бы и нет? Я не удивлюсь, если Закржевский и Осауленко построят самолет.