Люди, которые играют в игры
Оказывается, компьютерные игры могут приносить пользу. Правда, в данном деле важно знать меру. Если увлечение перешло в патологию, то пора бить тревогу. Какие из компьютерных игр полезны для детей и взрослых? И где же проходит та тонкая грань, перейдя которую, человек становится игроманом, - в материале «Полит74».
Врага надо знать в лицо
Прежде чем говорить о пользе или вреде отдельных компьютерных игр, стоит разделить их на группы. Авторы журналов и другой всевозможной литературы, посвященной компьютерам, делят игры на несколько видов: стратегии, астion, quest, симуляторы, RPG (ролевые игры), аркадные, классические. К последним относятся шахматы, карточные игры и так далее. Также можно выделить в отдельную категорию обучающие игры. Их аудитория, как правило, дети. Можно отметить электронные игры, продающиеся в виде отдельных устройств. К ним относятся тамагочи или тетрис. Объяснить, как влияют на психику человека компьютерных игр, мы попросили детского психолога Елену Сыркину.
Среди такого множества компьютерных игр есть даже полезные. Первое место в этом списке занимают обучающие игры. Но, как отмечает Елена Сыркина, не так важно, во что играет человек. Намного важнее, сколько времени у него занимает просиживание за компьютером. Именно от количества времени зависит, есть у человека патология, то есть игромания, или нет. Кстати, психологи считают, что пока ребенок играет «нормальное» количество времени – это способствует его развитию. Как только увлечение перешло зыбкую грань - то разрушает человека.
Интернет-зависимость и компьютерная игромания
По словам Елены Сыркиной, к компьютеру ребенка можно подпускать с того момента, как он начинает осознавать собственные действия, когда понимает, что это кнопочка, а это экранчик. Но пребывание за компьютером имеет ограничение по возрасту: чем меньше малыш, тем меньше он должен пребывать у монитора.
Дошкольникам врачи и психологи рекомендуют проводить за компьютером не больше 20 минут в день. Детям с 7 до 11 лет - до 30-40 минут в день. Если ребенок старше 11 лет, то может находиться за компьютером по 45 минут два раза в день. Но вот когда малыш часами играет, то родителям пора бить тревогу: с их сыном или дочерью явно происходит что-то не то. В данном случае можно даже говорить о наличие таких заболеваниях, как Интернет-зависимость и компьютерная игромания. Это совершенно новые болезни. Но в эру компьютеризации они стали активно проникать в дома, квартиры, семьи. Теперь дети имеют неограниченный доступ к этому ресурсу. И если еще 10 лет назад о таких болезнях не говорили, то сейчас примерно 10-15 процентов подростков подвержены компьютерной зависимости.
Основа игры – война
Уже не только психологи отмечают, что в последнее время из-за всевозможных игр дети стали агрессивнее. Ведь виртуальные развлечения имеют самые серьезные последствия. Начать можно со здоровья. У человека, просиживающего долгое время за компьютером, нарушается зрение, ослабляется иммунитет, страдает развитие половой сферы.
С психологической точки зрения у игромана постепенно нарушаются социальные контакты, связи, он становится менее общительным и предпочитает компьютерные игры другим формам общения. Кроме того, многие игры онлайн или индивидуальные имеют в своей основе сюжет войны, то есть далеко не миролюбивые по тематике. А значит, со временем у детей разовьется агрессивное поведение.
Нечто подобное рассказывается и в фильме «Виртуальная агрессия». Малыш, которому с виду лет 7-8, объясняет, что ему нужно убить определенное количество людей. Он увлеченно нажимает на кнопки и ведет обратный отсчет. Постепенно ребенка становится жалко: он играет в войнушку с улыбкой на лице и искренне радуется, когда убивает очередного «врага».
По ходу фильма ученые добавляют еще одну безрадостную информацию: развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованного мира.
Кстати, все те же ученые давно уже установили прямую взаимосвязь между человеком и тем, что он наблюдает. Если окружение агрессивное, то человек, а тем более ребенок, обучается тем же самым формам поведения. Он начинает считать, что агрессия - это самый приемлимый и наиболее удобный способ решения конфликта.
- Когда ребенок играет в компьютерные игры, то это намного хуже, чем если бы он смотрел боевики или ужасы, - объясняет Елена Сыркина. - Во втором случае он – пассивный наблюдатель, в первом – играет активную роль: «я» ассоциирую себя с каким-то героем и принимаю на себя его роль. Очень часто дети, заигравшись, переносят модель жестокого поведения в повседневную жизнь. Сейчас без проблем и особых усилий в Интернете можно встретить примеры детской жестокости: когда группа подростков избивает своего одноклассника, а кто-то снимает это на камеру мобильного телефона.
Всевозможные логические игры или бродилки полезны ребенку, если знать меру. Компьютерные игры, если не занимают все время - простое увлечение. Когда они становится смыслом жизни, то человек перестает адекватно воспринимать действительность. Все дело в том, что у него есть какие-то другие интересы. Ребенок, который может поиграть в компьютер, но при это не забывает побегать по улице, сходить в секцию, пообщаться со своими сверстниками и родителями - не игроман. Если же он становится агрессивным, когда его разлучают с компьютером, впадает в ступор или раздражается, можно говорить о паталогии.
Игроману гораздо сложнее адаптироваться в обществе. Дети, подростки, молодые люди уходят в виртуальный мир и делают они это, чаще всего, не просто так, а по каким-то причинам. В том числе, это могут быть уже имеющиеся проблемы со сверстниками. Например, ребенок не уверен в себе, у него очень низкая самооценка, он не знает, как подойти и познакомиться с ребятами, которые играют во дворе, он не знает как разрешать трудные ситуации, родители ему не помогают. Такой ребенок, чтобы лишний раз себя не травмировать, лучше поиграет в компьютерную игру. Это гораздо безопаснее, ведь проиграв, можно начать сначала.
Причиной игромании может также стать конфликтная обстановка в семье, которую ребенок не может переносить: мама с папой ссорятся или находятся в разводе, тогда ребенок просто с головой погружается в компьютерную игру, чтобы тем самым уйти от реальности.
У некоторых через пристрастие к игре начинает проявляться личность: ребенок может быть просто склонен к азарту, быстро возбуждается, любит все новое и интересное. Он увлекается этим, а потом просто втягивается и тогда игра в компьютер становится дурной привычкой. Конечно, такие дети, если им вовремя не оказать помощь или поддержку, будут испытывать трудности во время адаптации и в школе, и в жизни.
Играющий умнее не играющего
Как говорят психологи, дети играющие отличаются от детей не играющих. Но при этом оговариваются, что в данном вопросе многое зависит и от характера человека. Если брать маленького игромана, то он достаточно сильно отличается от ребенка, который может поиграть немного и заняться другими делами. Игроманы опять же более замкнутые в себе, более тревожные и неуверенные, немного даже конфликтные.
Когда ребенок играет «в компьютер» с целью развития, и мама этот процесс курирует, то он, естественно, будет гораздо умнее своих сверстников. Если же это спонтанная игра, не содержащая в себе особого смысла, то ребенок не развивается. Он просто получает информацию, но не обрабатывает ее.
- Я знала одного мальчика 14-ти лет, - говорит Елена Сыркина. - Он был гиперактивный. Чтобы как-то остановить его повышенную подвижность, родители просто «посадили» ребенка за компьютер. Дело закончилось тем, что уже в более старших классах ему поставили диагноз – умственная недостаточность. Да, вначале, когда он только начинал играть, он прекрасно думал. Но все эти бродилки, стрелялки больше построены на моторной реакции и на хорошей памяти. Логика и построение стратегии уходят на второй план. Вот и результат. Стоит ли отпускать детей в «свободное плавание»? И доверять их воспитание телевизору или компьютеру? Выбор за взрослыми...