Автомат и гитара. На Урале прошел конкурс авторской военной песни
Около полусотни зрелых рослых мужчин в военной форме, при орденах и медалях. И все они поют... Где еще увидишь такое, кроме как на параде, думала я, с изумлением принимая приглашение на участие в шестом фестивале военно-патриотической песни «Опаленные сердца» в Новоуральске. И с замиранием стала ждать оформления специального пропуска в закрытый город Cвердловской области за 270 километров от Челябинска.
Зачем ехать в такую даль, резонно спрашивали меня коллеги по цеху. Дело в том, отвечала я им, что этот фестиваль – уникальный в своем роде ежегодный слет авторов и исполнителей со всего Урала. На него стремятся попасть все, кто был на военных действиях в горячих точках. Чечня, Афганистан, много других мест и "местечек", чьи названия говорить нельзя, или можно, но они настолько причудливы, что быстро стираются из памяти несведущих. Но только не у них. Именно в этих местах происходило то, о чем они поют на фестивале «Опаленные сердца».
Долгий путь до места назначения с лихвой покрыли впечатления от заснеженных красот Среднего Урала. Великолепные вековые сосны вдоль причудливо петляющей во все стороны света и резко уходящей то вверх, то вниз дороге до запретного для посещения простых смертных города, заиндевелые верхушки камышей по берегам скованных едва появившимся ледком озер. В этот момент полнолуние на фоне грязно-черного неба смотрелось особенно зловеще и завораживающе. А через час пути от среднеуральской столицы мы уже подъезжали к базе отдыха «Веревкин угол», где встречали всех прибывших гостей горячим чаем и крепкими объятьями. Завтра всех ждал сложный, насыщенный событиями и впечатлениями день – гала-концерт фестиваля.
Утро встретило номинантов радостным снежком. Организаторы волновались, думая о том, как завезти в Новоуральск без проблем и задержек огромную толпу не местных. Даже с паспортами и пропусками на КПП регулярно возникают проблемы – закрытый город, серьезное химпроизводство, большая ответственность. Всех проверяют досконально. Жаль было паренька, который лишь три дня назад приехал в отпуск из очередной командировки в горячую точку, и ему не смогли в такие краткие сроки оформить пропуск. Он все же добрался до базы за пределами города и, естественно, ему был подарен персональный вечерний концерт.
Я влюбилась в этот город с первого взгляда. Чистые ровные улочки, доброжелательные люди, красивые скверы. Единственное, что серьезно испортило впечатление – новоуральские дороги. Если здесь ты не живешь, то сразу и не поймешь, куда ведут эти пять развилок с кольца, зачем для того, чтобы повернуть налево, нужно свернуть направо и объехать полквартала, какова логика расположения однополосных дорог. Но и это ничего по сравнению с качеством дорожного покрытия. В Новоуральске ямы на дороге ремонтируют... кирпичами. Аккуратно так, закладывая разного размера осколками. Получается такая довольно крупная шершавость, с неизменными провалами по периметру и неясностью, под какое колесо тебе выстрелит очередной кирпичный осколок. Особенно актуален подобный ремонт ночью, ибо ровно в 2 часа во всем городе выключается свет. Не горят фонари освещения, не видно, куда ты едешь, не различить подо льдом разметку, а при снегопаде лучше вообще ходить пешком.
Поэтому именно пешком мы отправились на поклон памятнику всем погибшим в горячих точках военнослужащим Новоуральска. За это грандиозное сооружение бились несколько лет те, кто остался в живых. Именно они составляют сейчас основной костяк Новоуральского городского комитета ветеранов боевых действий и организуют фестиваль для своих соотечественников. Стелла на четырех столбах-колоссах изображена и на всей символике фестиваля.
- Нам было несложно собрать небольшой круг пишущих и поющих единомышленников шесть лет назад, - вспоминает организатор фестиваля «Опаленные сердца» Алексей Лобанов. - За эти годы наши встречи переросли в мероприятие масштаба Уральского федерального округа. И мы не намерены останавливаться на достигнутом. Поющие опаленные сердца есть по всей России.
Думаю, что описывать ход фестиваля – дело неблагодарное. Отмечу только, что на само мероприятие приехало более 400 участников, из которых накануне после прослушивания были выбраны 40 лауреатов. К слову, некоторые номинанты первого фестиваля в этом году не прошли по конкурсу в гала-концерт, что сразу показало строгость и неподкупность жюри. Но исполнители мужественно пережили поражение и болели за участников уже в зрительном зале.
А вот об атмосфере праздника стоит рассказать отдельно. Я буквально разрывалась между зрительским залом и закулисьем. В зале получались "вкусные" кадры, а у организаторов можно было узнать свежайшие подробности. Но праздничная суматоха закрутила приезжую журналистку, и вот я уже подтягиваю юной конкурсантке колготки, поправляю выбившийся из прически локон и ношусь с микрофоном в поисках ведущих. А внизу, в импровизированной "курилке", в истинно мужской компании давние друзья по службе ведут задушевные беседы, распеваются и настраивают гитары. И я рвусь оказаться во всех местах сразу.
- Вот скажи мне, дорогая, а много ли школьников сейчас могут собрать и разобрать автомат? - покачивая орденами, обратился ко мне ветеран военных действий Алексей Мащенко. На мой недоуменный ответ «не знаю» он продолжил: - Очень мало. На сегодняшний день ни в одной свердловской школе не проводят занятий по военной подготовке. И ни один мальчик не сможет защитить себя и близких, не зная элементарных вещей. Я ставлю перед ребенком простейшую ситуационную задачу – лес, твоих знакомых убили, у тебя есть автомат, на тебя идут убийцы, что надо делать? - и ребенок теряется. Поэтому уже несколько лет я провожу в школах так называемые «Уроки мужества», где рассказываю военные байки, пою песни, показываю устройство автомата. Видели бы вы, как это интересно ребятам, как у них глаза горят...
Мы договорились с Алексеем, что если в Челябинске школы заинтересуются подобными «Уроками мужества», то он с удовольствием приедет на Южный Урал. Все контакты можно будет узнать в редакции «Полит74».
Три часа непрерывной беготни, радостных волнений, звуков мужских голосов, гитар, песен военной лирики – как известных, так и свеженаписанных. И вот финальный аккорд: «Виват!» - и все исполнители вышли на сцену. «Виват!» - и зал встал, приветствуя победителей. «Виват!» - и утерли платком слезу седые матери погибших много лет назад парней и посерьезнели лица роты мальчишек из двух ближних воинских частей. Долгожданный праздник был завершен.
- А кто у нас самый известный исполнитель военной лирики? - хитро спросил меня уже в офисе общественной организации Новоуральского городского комитета ветеранов боевых действий организатор фестиваля Вячеслав Белых. - Если сразу не вспомнишь – вот его автограф помадой на стене. Извини, ничего другого в тот момент под рукой не оказалось, - смущается он. А роспись Александра Розенбаума с пожеланием удачи уже 14 лет берегут от ремонта и нападок уборщиц.
Уезжать не хотелось. Этот город пленяет своей душевностью, красотой, кристальной искренностью. А люди, какие люди в нем живут! Надеюсь, я обязательно туда вернусь, ведь именно Новоуральск предоставил мне возможность совершенно с другой стороны посмотреть на, казалось бы, простые характеры и судьбы военных. Вернусь за новыми историями, за свежими идеями, за красивыми людьми. И, конечно же, вернусь на этот фестиваль, который в следующем году станет уже седьмым.