19 ноября 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

Ломография. Теперь и в Челябинске

Ломография. Теперь и в Челябинске

В продаже одного из челябинских книжных магазинов появились фотоаппараты ЛОМО. Событие знаковое для нашего города и весьма не ординарное, даже если забыть о том, что фототехника в книжном встречается не часто.

Что такое ЛОМО?

Ломография, как подросток, полна противоречий, каких-то правил, которые соблюдать совсем не обязательно, анархична по сути, но апеллирует к знаковым символам, к той же пленке, например, - святая святых «истинных» фотографов.

Ломографы воспевают любопытство и дерзость, которые в прямом и переносном смысле умещаются на спусковой кнопке фотоаппарата. Фотографировать всегда и везде, и в большинстве случаев даже не имеет значения, что именно – такова формула «истинного» ломографа.

Одна из ветвей современной фотографии появилась благодаря целому стечению обстоятельств и всего лишь двум австрийским студентам Венской академии искусств – Маттиасу Фиглю (Matthias Fiegl) и Вольфгангу Штранцингеру (Wolfgang Stranzinger). Путешествуя по Праге, друзья фотографировали все, что только попадалось им на пути, на 12-долларовый фотоаппарат «ЛОМО-компакт», приобретенный по дешевке заботливым Маттиасом в какой-то лавке.

Вернувшись в Вену, они не забыли о фотоаппарте, продолжая забаву и только предполагая о конечном результате, ведь все кадры делались навскидку, игнорируя не только законы композиции, но даже и видоискатель. А когда проявили негативы, то загорелись идеей продолжить эксперимент, – результат впечатлил.

Это было творчество в чистом виде, спонтанное, необузданное и в то же время очень личное. Парадокс и, наверное, главное преимущество ломографии в том, что она при этом не исключает, а даже приветствует массы, демократизируя тем самым фотографию.

Кстати, массовым направлением ломография стала довольно быстро и повсеместно. Симптоматично, что развивалось оно очень организованно, а Международное Ломографическое общество студенты Фигль и Штранцингер зарегистрировали (в 1991 году) от безденежья. У них не было средств на организацию выставки фотографий, а под официально зарегистрированное объединение просить помощи у муниципалитета оказалось проще.

Ломографическое сообщество сегодня насчитывает тысячи тысяч преданных последователей: в разных странах действует порядка 70 посольств, одно из которых открыто в Санкт-Петербурге. На потребу ломографов в Китае производят специальные фотоаппараты, довольно дешевые по сравнению с той же цифровой фототехникой и достаточно причудливые.

Например, фотоаппарат «SuperSampler Blue» (цена: 1 950 рублей) оснащен четырьмя объективами, которые срабатывают поочередно, разбивая кадр на четыре части, зато у него нет видоискателя, нет и возможности самостоятельно настроить выдержку, диафрагму, мультиэкспозицию. Снимать таким фотоаппаратом лучше на улице и при натуральном освещении, ориентируясь «на глазок».

Австрийцы не только дали жизнь Ломографическому обществу, но и придумали девиз, расшифровав по-своему два слога: так ЛОМО превратилось в «love and motion», что по-русски – «любовь и движение».

Между прочим, в такой трактовке гораздо больше смысла, чем может показаться на первый взгляд, особенно если вспомнить, что свое название общество получило благодаря фотоаппарату. И если рассказывать историю ломографии с этой стороны, то она окажется более обширной и уж точно не менее увлекательной.

Так что же такое ЛОМО?

Для начала уясним, что все предприятия оптической промышленности в Советском Союзе были частью оборонно-промышленного комплекса, то есть строго засекречены. Некоторые заводы были настолько секретные, что даже не имели названия, а просто номер. Соответственно, и продукция этих заводов, даже самая невинная, как, например, фотоаппараты или объективы, выпускалась без маркировки производителя.

Фотоаппарату «ЛОМО-компакт», правда, повезло: заводское клеймо на нем есть. Логотип расшифровывается так: Ленинградское оптико-механическое объединение - это полное название старейшего (было основано в 1914 году) в России предприятия, производящего оптические и оптико-механические приборы. Кстати, действует до сих пор, но уже как акционерное общество.

Серийное производство фотоаппаратов «ЛОМО-компакт» началось в 1983 году (23 года назад он стоил 69 рублей). Создание и выпуск этого аппарата стало делом государственной важности: курировал работу лично заместитель министра оборонной промышленности СССР Игорь Корницкий.

В 1980-м году он во главе советской делегации посетил международную выставку кино- и фотоаппаратуры в Кельне. Здесь-то замминистра и увидел японский фотоаппарат «Cosina CX-2», который пожелал «воспроизвести» уже на Родине. Ответственную задачу возложили на сотрудников ЛОМО, срок был дан – всего два года.

Новый фотоаппарат должен был копировать не только технические возможности японской камеры, но и даже ее внешний вид. История сохранила фамилии людей, работавших над созданием фотоаппарата.

Возглавлял рабочую группу конструктор Михаил Холомянский. В составе бригады работали исследователь Михаил Биюшкин, электрик Сергей Деньдобренько, технолог Ада Зайцева, дизайнер Николай Пантелеев, инженеры-расчетчики Ирина Совз и Лев Сакин и другие. Все – ведущие специалисты объединения.

Конечно, в итоге все равно получился уникальный фотоаппарат, лишь отдаленно повторяющий «Косину». Например, Холомянский и Биюшкин создали, а потом запатентовали конструкцию программного затвора, который автоматически изменял выдержку и диафрагму в зависимости от уровня освещенности объекта съемки и светочувствительности пленки. Таким образом, «ЛОМО-компакт» стал первой отечественной малогабаритной камерой с автоматической экспозицией.

В 90-е годы прошлого века ЛОМО прекратило выпуск многих фотоаппаратов, например, камеры «ЛОМО-компакт» собирались из оставшихся на складе деталей, - производство новых было остановлено.

Реанимировало на некоторое время производство Ломографическое общество. Президенты общества, уже известные нам товарищи Матиас и Вольфганг, сделали большой заказ на «ЛОМО-компакт», и производство камер возобновилось.

Окончательно конвейер остановился, примерно, в 2006 году. Но ЛОМО-фотоаппараты, точнее их модификации, теперь по иронии судьбы производят в Гонг-Конге. Собственно говоря, именно китайские аппараты продают в одном из челябинских книжных магазинов.

К слову, магазинов, распространяющих ЛОМО-камеры, в России можно по пальцам пересчитать, и все они, за исключением одного, сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Так что для Челябинска появление в продаже ЛОМО-фотоаппаратов сродни культурной революции.