29 августа 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

Обмануть режиссера

Обмануть режиссера

Кинотеатр имени А.Пушкина в сентябре: что интересного можно обнаружить в афише и почему некоторые фильмы некоторым гражданам смотреть все же не рекомендуется, как бы ни хотелось.

«Забавные игры»

Если довериться мнению большинства выдающихся покойников, страдания облагораживают человека, делают его лучше, человечнее, что ли. Такая позиция верна лишь при условии ряда оговорок.

Во-первых, страдания приносят пользу лишь для тех людей, которые способны их вынести, то есть требуется характер. Так что всех под эту гребенку расчесать ну никак не получится. Во-вторых, необходимо обладать изрядным жизнелюбием, чтобы иметь смелость оценить последствия страданий как положительные.

Наконец, не стоит путать истинные несчастья с иллюзорными, а ведь именно иллюзия сопричастности – главный ингредиент большинства триллеров. История, рассказанная Михаэлем Ханеке (фильм «Забавные игры»), пожалуй, нагляднее всего раскрывает механизм формирования этой иллюзии. И самое забавное, что получилось даже страшнее, чем можно бы ожидать.

Концепция фильма заключена в его названии, ключевое слово – игра. Нацеливаясь на игру со зрителем, режиссер не просто обнаруживает себя, но и дает понять: не стоит рассчитывать ни на традиционное развитие сюжета, ни на хеппи-энд. И еще: не стоит заноситься, все равно будет страшно, даже если финал этой истории вам уже известен.

Маньяки фальшивые (не уроды, не изгои, не просто больные люди, - обыкновенные), сцены насилия – все за кадром (о том, что происходит нечто ужасное, мы узнаем по крикам, а потом по лицам героев), сюжет – прост как дважды два (семья из трех человек приезжает на выходные в свой загородный домик и попадает во власть двух скучающих подростков), а все равно цепляет, держит в напряжении и потом еще долго не отпускает.

Режиссер полностью контролирует процесс: он наделяет своих персонажей той необходимой долей свободы, чтобы они, с одной стороны, могли выложиться в предложенной ситуации по максимуму, а с другой, - чтобы не смели перечить автору. Даже когда мать семейства (Наоми Уоттс), набравшись «наглости», убивает выстрелом из ружья одного из садистов, Ханеке и тут на коне: он дарует главарю дуэта пульт, с помощью которого тот отматывает пленку до момента с «неповиновением» героини и спасает своего приятеля.

Зрители на протяжении 1 часа 45 минут ждут, когда же добро победит. Это классическое ожидание хеппи-энда по сути – штамп. Режиссер же уважает себя и зрителя, чтобы опускаться до штампов, до того очевидных, что всякая попытка их избежать ведет к формированию все того же штампа. И хотя финал картины пока что нетривиален, очень скоро и он может стать формулой для каких-нибудь режиссеров-многостаночников.

В любом случае, гораздо интереснее другое: возможно ли при таком внимательном и бескомпромиссном следовании режиссера сюжету найти лазейку для жертв и спасти их, даже в угоду штампа?

«Бешеные псы»

Продолжая тему насилия и ее воплощения на экране, обратим внимание еще на один фильм, с которым можно будет ознакомиться в кинотеатре имени А.Пушкина в сентябре. Речь о полнометражном дебюте Квентина Тарантино – картине «Бешеные псы», снятой им в 1992 году.

Год назад издание «Entertainment Weekly» удостоило малобюджетную, но успешную работу Тарантино 10-го места в рейтинге самых кровавых кинолент нашего времени. Поводом послужила сцена с ухом. Неслучайно «Бешеные псы» получили в прокате рейтинг «R», означающий, что детям до 17 лет смотреть фильм не рекомендуется, поскольку содержит сцены насилия, сексуальные сцены и нецензурную брань.

Интернет пестрит увлекательными подробностями, связанными с появлением «Бешеных псов». Вот некоторые из них. Оператор картины – поляк Андржей Секула. Он же работал над «Криминальным чтивом» (1994), «Американским психопатом» (2000), «Кубом-2» (2002) и многими другими фильмами.

Квентин Тарантино мечтал увидеть Джеймса Вудса в фильме, неоднократно общался с агентом актера, повышая гонорар, однако удовлетворить запросам агента так и не смог. Вудс в картину не попал. Но много позже в разговоре с Тарантино заявил, что хотел бы сняться в «Псах». Тут-то и открылось, что предложение такое поступало, хотя Вудс и не был посвящен на этот счет. Расстроенный актер тут же уволил непрозорливого агента.

Сэмюэль Л.Джексон пробовался на роль мистера Оранджа и, хотя в съемках в итоге не участвовал, очень уж запал в душу Тарантино. Режиссер пригласил его позже в «Криминальное чтиво». А вот Джордж Клуни пробы не прошел. Сам Квентин Тарантино писал для себя роль мистера Пинка, но сыграл мистера Брауна, а Пинком стал Стив Бушеми.

Фильм снимали при минимуме средств. Сначала Тарантино даже думал о черно-белой пленке, но нашлись спонсоры, изменившие намерения режиссера. Впрочем, денег все равно не хватало, и чтобы не спугнуть спонсоров, сначала снимали сцены благопристойные, без крови и насилия. Кстати, количество крови строго дозировали врачи, работавшие на площадке. Их консультации были необходимы для того, чтобы придать сценам реализма.

Специальный грим бесплатно предоставил Роберт Куртцман. Было лишь одно условие: Тарантино пообещал в ответ на жест доброй воли снять фильм «От заката до рассвета» (1996), сюжет для которого придумал Куртцман. Многие актеры были вынуждены сниматься в своей собственной одежде, а Майкл Мэдсен даже предоставил для съемок свой «Кадиллак».

Намеренно избегая в фильме скрытой рекламы, режиссер выдумал название для сигарет «Red Apples». В фильме разными способами умирают 17 людей, а слово «fuck» персонажи произносят 252 раза.

«Забавные игры» (США, Германия, 2007).

Режиссер Михаэль Ханеке, в ролях: Наоми Уоттс, Тим Рот, Майкл Питт, Брэйди Корбет, Шавон Фэллон.

Сеансы: 1 сентября (понедельник) в 19.00, 3 сентября (среда) в 19.00, 4 сентября (четверг) в 17.35.

«Бешеные псы» (США, 1992).

Режиссер Квентин Тарантино, в ролях: Харви Кайтел, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Крис Пенн, Стив Бушеми, Лоуренс Тирни, Рэнди Брукс, Квентин Тарантино и др.

Сеансы: 4 сентября (четверг) в 19.30.