Поговори со мною, лошадь
Оказывается, катание на лошади не только прекрасное времяпрепровождение. Лошадь может служить особым лекарством. Сейчас в Европе бурно развивается один из видов терапии – лечебно-терапевтическая езда. Поделиться опытом с челябинскими врачами приехала французский специалист Марлис ГЛАГОВ.
Мы – одно целое
- В Европе, оказывается, все давно научно обосновано, - говорит руководитель конноспортивного клуба Алексей Быстрай. - А я думал, почему люди иногда приезжают, берут лошадь и даже не катаются, просто ходят с ней по лесу и разговаривают?
Причину такого поведения легко объяснила французский врач Марлис Глагов. Когда-то она сама была серьезно больна. Тогда в Германии уже существовали центры иппотерапии – лечения с помощью верховой езды. Выздороветь Марлис помогли лошади. Сейчас она лишь слегка прихрамывает, а раньше ходила с большим трудом. Марлис Глагов уверовала в иппотерапию и начала преподавать чудодейственный метод в университете. А в 1993 году возглавила международный иппотерапевтический центр. Француженка поражает своим жизнелюбием и энтузиазмом. Даже не верится, что ей пришлось перенести тяжелое заболевание.
- Расскажите, как зародилось движение лечебно-терапевтической езды верхом?
- В конце 19 века медики-физиологи поняли, что движения лошади и человека совпадают. Соорудили некую конструкцию – подобие лошади, чтобы лучше изучить ее движения. На примере этого макета начали лечебную деятельность. Позднее врачи поняли, что верховая езда влияет еще и на психологическое состояние человека. Активно иппотерапия стала развиваться в Европе в шестидесятые годы, педагогическая езда – в семидесятые, лечение психологических расстройств при помощи верховой езды – в конце семидесятых – начале восьмидесятых.
Сегодня в Европе существуют целые институты лечебно-терапевтической езды, где обучаются и люди, и лошади. В дальнейшем они работают с лечебными учреждениями для больных аутизмом и психическими недугами. Если в лечебном учреждении нет лошадей, тогда заключаются контракты с конными клубами. На автобусе в клуб привозят пациентов, и с ними занимаются врачи. Существует также практика, когда психотерапевты прописывают такое лечение детям с психологическими проблемами.
- В чем же суть такого лечения?
- Кратко объяснить сложно. Есть четыре основных направления: лечение нарушений двигательного аппарата, лечение трудных подростков, борьба с наркотической и алкогольной зависимостью, борьба со стрессами и восстановление нервной системы. Основной принцип – идентичность мускульных движений лошади и человека. Сидя верхом, вы вынуждены концентрироваться на себе и на лошади. Если вы не будете делать этого, она вас сбросит. Это хорошо влияет на людей с заниженной самооценкой. Сидя на лошади, такой человек чувствует свое превосходство над животным, чувствует, что может преобладать. Контакт с лошадью никого не оставляет безразличным. Он затрагивает и сердце, и душу. В психологическом плане хорошо то, что человек вынужден выражать свои эмоции действиями или вербально. Человек начинает общаться с животным, а потом и с другими людьми. Есть еще один плюс. Некоторые люди, сидя на лошади, ощущают ее тепло. Они подсознательно сравнивают его с материнским. А люди, которые не дополучили этого тепла в детстве, получают его теперь. Общение с животным благотворно влияет на эмоциональное состояние, снимает стресс, если, конечно, вы не боретесь с лошадью, улучшает кровообращение, поднимает настроение.
- Можно ли заниматься иппотерапией без подготовки?
- Заниматься лечением с помощью верховой езды без медицинской подготовки никак нельзя. Вы должны иметь медицинский, психологический или педагогический диплом. Имея ту или иную профессию, вы сможете специализироваться на одном из видов иппотерапии. Методы используются те же самые, что и в любой психоневрологической клинике. Различие лишь в том, что делается это с помощью лошади. Существует музыкотерапия, психодрама, танцевальная терапия, рисовальная терапия.
Обуздай депрессию!
- В вашей практике были какие-то особые случаи?
- Была группа детей с серьезными нарушениями мозговой деятельности. Они не могли посещать школу, у них случались приступы буйства, также был нарушен двигательный аппарат. После года лечения пациенты, которые не могли передвигаться без специальных приспособлений, начали совершенно самостоятельно гулять. Потом установился их контакт со сверстниками, исчезла агрессия к окружающим. Но самое главное – дети стали учиться. Еще был взрослый пациент, тридцатидвухлетний мужчина. Он страдал рассеянным склерозом, не мог передвигаться, писать. Руки и ноги его не слушались. Так получилось, что он потерял работу, деньги кончились, да еще и жена ушла. Естественно, началась страшная депрессия, жизнь потеряла смысл, ему казалось, что все люди над ним смеются. За него взялась я, - Марлис смеется. - Опять же после года занятий он нашел и работу, и девушку. Но кроме работы и девушки он начал копить деньги. Со временем купил лошадь и открыл свой лечебно-терапевтический центр. Теперь он сам помогает людям. Это не значит, что физически он полностью выздоровел, но психологически он кардинально поменялся. Стал способен победить себя и болезнь.
- Человек способен сам себя вылечить от депрессии?
- Можно решить многие психологические проблемы, но для этого недостаточно просто сесть на лошадь. Обязательно должен быть человек, который сможет объяснить реакцию лошади, научить контакту с лошадью. Все не так просто: подошел, сел и поскакал. Нужно погладить лошадь, покормить, может быть, поругать. Главное – установить взаимодоверие с лошадью. Лошадь и всадник – это два характера, которые должны друг друга понять. Настроение лошади нужно учитывать. Она должна воспринимать человека как лидера. Когда же человек осознает, что он управляет лошадью, это положительно скажется на его психологическом состоянии. Так можно решить и многие семейные проблемы. Приехать в лес, покататься с любимым человеком, с детьми на лошадях. Восстановится взаимопонимание, утраченная близость.
- В России богатые традиции верховой езды в силу определенных обстоятельств были забыты. Сейчас, чтобы просто покататься на лошади, нужно выложить немалые деньги. А как обстоит с этим во Франции?
- В Европе ситуация была похожей. После второй мировой войны никто и не думал кататься на лошадках. Сейчас ситуация несколько изменилась. Конечно, содержать лошадь и теперь не каждый может себе позволить. С остальным проблем не существует. Если есть машина, а она есть почти у каждого, можно заниматься в конных клубах. Это недорого. Если раньше конный спорт считался элитным, то сейчас любой желающий может себе это позволить.
- Это движение, на ваш взгляд, приживется в России?
- Чтобы начать лечить людей с помощью верховой езды, нужен большой энтузиазм. А лошадники, как известно, все большие энтузиасты. Необходим и начальный базис. Нужно вовлекать людей в это, подбирать специалистов с медицинским дипломом, педагогическим образованием. Но главное, конечно, желание. Может помочь и государство. Во Франции нет специальной программы, но существует оплачиваемая страховка, благодаря которой человек может надеяться на лечебно-терапевтическое лечение. Также у каждого лечебно-терапевтического центра есть спонсоры и меценаты, которые оплачивают лечение больных. Такой подход может работать и в России.
В конно-спортивном клубе Алексея Быстрая в дни приезда Марлис Глагов было оживленно. Доктора принимали участие в ее семинарах. Некоторые врачи после таких занятий заявили, что обязательно купят лошадь.