6 мая 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

Похищение как искусство

30 мая в челябинском кинотеатре имени А.С. Пушкина состоится показ фильма «19» японского режиссера Казуши Ватанабе. В центре внимания – реальная история похищения и почти «невыдуманные» герои. Для пущей достоверности режиссер пригласил на главные роли непрофессиональных актеров.

Для самого Казуши «19» стал дебютом. И неплохим дебютом. Режиссер Такаши Миике, который наверняка войдет в историю японского кинематографа из-за своей невероятной плодовитости (за восемь последних лет он умудрился снять 28 фильмов) и шокирующей нечувствительности (его картины кишат сценами насилия), посмотрев «19», пригласил Казуши на главную роль в своем фильме «Посетитель Q».

Кроме того, поступили предложения о совместной работе от иностранцев, в частности, от немцев. Гран-при на Международном кинофестивале в Сараево в 2001 году и номинация на приз «Серебряный экран» на кинофестивале в Сингапуре в том же году стали приятным дополнением ко всем прелестям проявившегося успеха «19».

87-минутная криминальная драма была выпущена в 2000 году. Премьера фильма состоялась 12 сентября. Многочисленные интернет-магазины предлагают желающим приобрести диски с фильмом. Проявив сноровку, ознакомиться с ним не составит труда.

Однако узнать о «19» большее, чем просто краткое изложение сюжета и содержание титров, вряд ли удастся сразу. Придется попотеть. К мольбам среднестатистического пользователя интернет глух. Все же кое-какие подробности мне удалось отыскать.

Итак, криминальная драма «19» основана на реальных событиях. В основе сюжета рассказ о трех японских парнях, которые похищают своего сверстника-студента (всем по 19 лет, отсюда и название), таскают его всюду за собой, попутно совершают преступления.

Став очередным подтверждением существования стокгольмского синдрома, жертва проникается симпатией к своим похитителям и совершает вместе с ними грабеж.

Финал этой истории, собственно говоря, скорее предсказуемый, чем неожиданный. Фильмов с похожим сюжетным ходом предостаточно. Но главная загадка – перерождение жертвы. Причем загадка и для самого режиссера. Он, судя по одному из интервью, посвященному фильму, так в этом и не разобрался.

Рассуждая о частном случае, Казуши Ватанабе переходит к обобщениям, и фильм превращается в исследование настроений современной молодежи. Ради этого режиссер отказался даже от имен.

В фильме похитителей никак не называют. Лишь на своем сайте Ватанабе все-таки конкретизирует характеры и дает им имена – географические названия.

«В Японии чем ближе люди друг к другу, роднее, тем реже они обращаются друг к другу по имени», - объяснил Казуши. В этом, в частности, проявляется отношение автора к персонажам. По словам режиссера, он увидел в этой троице родственные души, если хотите, семью. Каждый из них дополняет друг друга, внося в целое индивидуальность.

Причем Казуши намеренно пригласил сыграть в своем фильме непрофессиональных актеров. Он добивался естественного эффекта жизни на экране. Даихиро Каваока, который исполнил роль похищенного Узами (у этого персонажа есть имя) в этом смысле его как раз и не устраивал: Даихиро – профессиональный актер и в своей игре, по мнению Казуши, переусердствовал. Он ориентировался на стереотипы поведения.

Сам Казуши, который, кстати, написал и сценарий к фильму (сценарий был создан в 1996 году) исполнил одну из главных ролей, он сыграл болтливого главаря банды. Этот персонаж настолько идеально вписался в атмосферу картины, что упомянутый уже нами Такаши Миике предложил ему в своем фильме «Посетитель Q» еще раз воспроизвести этот характер. Казуши не отказался.

Полицейского в фильме играет Начи Нозава. Этого актера в Японии узнают скорее по голосу, чем по лицу, поскольку он много лет озвучивает персонажей Алена Делона и Аль Пачино. Казуши признался, что он является поклонником Начи. Специально разыскивал его для этой роли. Разница между голосом и внешним видом Начи Нозава сыграла в пользу образа.

«19» критики неизменно сравнивают с обстоятельным «Мертвецом» Джима Джармуша (фильм получился очень сосредоточенным, в чем-то даже медитативным, чему способствует меланхоличность камеры, которая часто задерживает свое внимание на разных объектах). После «19» иностранные продюсеры всерьез заинтересовались перспективным режиссером. Немцы, в частности, предложили ему осуществить совместный проект.

Казуши Ватанабе стремился снять неяпонское кино. По его словам, он хотел отмести те стереотипы, которые неизменно приписывают японскому кинематографу. Но в то же время полностью уничтожать национальный колорит тоже не намеревался.

Одна из причин - сами японцы, по мнению режиссера, предпочитают западный кинопродукт. Как рассказал в одном из интервью Казуши Ватанабе, он при съемках ориентировался на фильмы Серджио Леоне. Получилось или нет, увидим.