«Навигаторы» с большой дороги
Драйв, свобода действия, экстрим, полет, отрыв, настоящая жизнь – такими словами можно описать то, чем занимаются люди из команды «Экспедиция». Их глаза горят, они всегда жаждут нового: узнать, испытать, прочувствовать. На это и направлен один из проектов неугомонных людей в оранжевых футболках – «Культурная навигация».
Вниз по реке
Они ищут интересные места, о которых мало кто знает. Они знакомятся с выдающимися людьми. Они пытаются рассказать всем о нашей уникальной родине. На сегодняшний день отобрано около тысячи таких мест в семидесяти регионах России.
В прошлом году команда историков, географов «Экспедиции» искала эти точки, не выезжая из Москвы. Находила и тогда отправлялась на места. Там узнавали интересные истории, связанные с культурными местами, снимали GPS-координаты. Для чего все это? Чтобы представить этот удивительный проект в качестве альманахов, дисков, фильмов. Чтобы люди больше узнали о культурной истории России.
В этом году проект навигаторов расширился, и поиск мест осуществляется по другой схеме.
- Мы приезжаем в регионы, говорим: «Ребята, у нас есть уже тысяча интересных мест из разных областей России. А что интересного есть у вас?» - поясняет Наталья Перцова, пресс-аташе «Экспедиции». - Причем репортаж об этой точке мы можем сделать вместе. В прошлом году «Культурная навигация» открыла такие точки, как Музей Солнца в Новосибирске, первый памятник наскальных изображений в Свердловской области, столица общепита в Мордовии, квартира Раскольникова в Санкт-Петербурге и многие-многие другие.
Отмечают путешественники и «живые» точки.
- В Перми, к примеру, живет обычный конструктор каруселей, который на досуге собирает настоящие самолеты, - говорит Наталья.
Челябинская область входит в раздел «Культурной навигации» под названием «самый-самый». Экспедиторы называют наш край поистине уникальным: есть самая чистая точка планеты – Тургояк, есть самая грязная точка планеты – Карабаш. Есть поселки с удивительными названиями: Лейпциг, Париж, Фершампенуаз. И везде навигаторы уже побывали, и никак-то они не успокоятся. Говорят, что тысяча мест – это так мало.
Надо сказать, команда «Экспедиции» никогда не повторяется. В этом году она не просто ездит по России – это уже не интересно. Теперь участники «Экспедиции» сплавляют свои внедорожники по великим рекам. 24 июля впервые джипы, в несколько тонн каждый, встали на воду. Произошло это на Москве-реке, у Большого Краснохолмского моста.
- Чтобы спуститься на воду рядом с Кремлем, нам пришлось пройти пятнадцать инстанций, - говорит Наталья Перцова. - Только МЧС пошло нам на встречу.
На следующий день они уже плыли по Волге в Казань, где открыли еще четыре точки. А еще через день покорили Каму. На Каме понтоны с внедорожниками сели на песчаную отмель у самого берега. Представители местной прессы, понаблюдав за стараниями "экспедиторов" снять понтоны, отложили ручки, диктофоны, фото- и видеокамеры и бросились на помощь. Вскоре объединенными усилиями «флот» был выведен на глубокую воду.
И, наконец, в прошлую пятницу, во время ливня и шторма «Экспедиция» взяла Исеть. А вот Челябинску не повезло, плоты до нашего города не доехали. Машина сломалась. Но «экспедиторы» планируют приехать к нам в августе. Их новая дорога на Сибирь пройдет как раз через наш город.
«Экспедиция» в Челябинске
А в этот раз ребята в оранжевых джипах тусили на Кировке. Прохожие могли убедиться, что люди они действительно веселые. Любая работа превращается у них в отдых. Промоушен-акция прошла как праздник – с музыкой, танцами и подарками. Любой желающий мог взобраться на громадину-джип, постоять, потанцевать и сфотографироваться. У каждого, кто пробовал это сделать, эмоции выплескивались через край.
- Я стою на этом джипе уже, наверное, в сотый раз и все равно испытываю бурный восторг. Представьте, что чувствует тот, кто сделал это в первый раз, - говорит координатор проекта Илона Прохорова. - Конечно, мы позволяем испытать такие эмоции любому желающему.
Москвичей поразило количество скульптур на Кировке:
- До недавнего времени мы думали, что центр современной скульптуры находится в Томске. Там есть памятник электрику и любовнику. Последний висит на балконе одного из домов. Но когда побывали на вашей Кировке, то поняли, что Челябинск опередил всех! Левша, нищий, чистильщик обуви и провинциальная модница - все нам понравилось, - рассказывает Наталья Перцова. - Челябинск в этом плане переплюнул все города России.
«Экспедиторы» никогда не знают, где окажутся в следующий момент, их планы стремительно меняются, им хочется поспеть во все места сразу. Вчера на пресс-конференции они выслушивали предложения челябинских журналистов о том, какие еще места требуют внимания путешественников в нашей области. Навигаторам предложили посетить Серпиевский пещерный град. Он славен древними наскальными надписями и каменной «иконой», высеченной родником в пещере Игнатиевской. Возможно, любители всего нового заедут и на остров Веры, неподалеку от горы Шихан. Тогда на специальной карте страны «Территория ярких впечатлений» появится еще несколько интересных точек. Все эти места «экспедиторы» увидят по дороге в Уфу – следующий город на пути «Культурной навигации».
Работа – это отдых
- Мы не профессионалы, - заявляет пресс-аташе «Экспедиции» Наталья Перцова. Хотя впечатление они производят другое. Их экипаж – четко слаженная команда. Три водителя, которые умеют практически все, чего требует от путешественника дальняя дорога. По ним видно, что машины свои они любят.
Помимо водителей в экипаж входят операторы и фотографы, способные донести все до нас в тех ярких красках, которыми разрисовала природа чудеса жизни. Съемка идет днем. Ночью ребята монтируют новые видеоролики. Так и превращается работа в отдых. Разбавляют крепкую мужскую компанию две удивительные, жизнерадостные девушки.
Команда «Культурной навигации» упакована по полной программе. «Mitsubishi L200», «Land Rover Defender», «Toyota Land Cruiser» - названия машин говорят сами за себя. Суперсовременные внедорожники снабжены большим количеством необходимой в дороге электроники: это и рации, и система GPS, и спутниковая связь.
Им приходится постоянно держаться друг друга. Длинная дорога – это не так легко, как может показаться на первый взгляд. А потому нужно уметь понимать ближнего. Рассказывая о прошедшей в прошлом году гонке на внедорожниках «Экспедиция – Трофи 2005», Наталья говорит, что многие команды – участники разваливались на полдороге. Не могли найти того взаимопонимания, которое может стать ключом к победе. Суперсовременная техника – это, конечно, очень важно. Но самое главное – человеческие отношения внутри коллектива.
- Когда во время путешествия мы переговариваемся по рации, например, ночью, чтобы кто-нибудь не заснул, случается, что один человек договаривает фразу, начатую другим, - говорит Илона Прохорова.
Еще «навигаторы» любят петь песни в дороге. В общем, все как полагается в дружной веселой компании. Чтобы присоединится к такой компашке, нужно быть героем или волшебницей. Четкой кадровой политики в «Экспедиции» нет, претендент на жизнь, полную приключений, должен быть просто близким по духу для остальных участников команды.
Всероссийская гонка
Точки «Культурной навигации», разбросанные по всей стране, станут пунктами навигации и для «Экспедиции-Трофи» — самой протяженной в мире зимней гонки на внедорожниках. Она пройдет с 23 февраля по 8 марта 2008 года от Мурманска до Владивостока, через всю страну. Семнадцать тысяч девятьсот километров участники должны преодолеть за две недели. Их ждут интересные задания, связанные с культурными точками страны, а также спецучастки – труднопреодолимые места.
Гонка эта станет регулярной раз в два года. Скорее всего, точкой сбора команд на Урале будет Челябинск. Пока организаторы скрывают точный маршрут гонки. Изменились и некоторые правила проведения гонки. На этот раз в каждом экипаже должна быть минимум одна женщина. В гонке можно принять участие, если подать заявку до 23 февраля 2007 года. Тогда незабываемый отдых и приключения можно поймать и на свое мягкое место. «Не будь городским лохом», - гласит один из лозунгов «Экспедиции», и «Вперед, навстречу всему новому!» - могу добавить я.