12 сентября 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА

Кто заступится за собственника?

В договоре управления должно быть обязательно указано, как будет контролироваться соблюдение условий этого документа. Куда обращаться, если управляющая компания не выполняет своих обязанностей? Это один из главных вопросов, которым задаются сегодня собственники.

Нарушений договорных обязательств со стороны тех, кому доверены «бразды правления» жилищно-коммунальным хозяйством в отдельно взятом многоквартирном доме, увы, наблюдается немало. Это и непредоставление какой-либо услуги или же предоставление ее в неполном объеме – при том, что плата взимается исправно! – и опоздания по срокам выполнения работ, и нарушение отчетности, и порой полное игнорирование интересов жильцов. Кому пожаловаться на нерадивых управленцев?

Многие ошибочно полагают, что идти с такими проблемами нужно в мэрию.

- Раньше органы местного самоуправления действительно осуществляли функции контроля деятельности жилищно-коммунальных предприятий, - поясняет Рашида Ковалева, заместитель начальника отдела реформирования ЖКХ администрации города. – Однако с 1 марта 2005 года, с момента введения в действие нового Жилищного кодекса, мэрия лишена таких полномочий, особенно если речь идет о ТСЖ, которые в своей работе руководствуются исключительно собственным уставом. Вмешиваться в деятельность управляющих организаций администрация также не имеет права. Максимум, что мы можем сделать для граждан, - это разъяснить положения кодекса и посоветовать, куда обратиться.

Таких инстанций несколько. Первая из них – специально созданная Государственная жилищная инспекция Челябинской области (ГЖИ). Это орган, правомочный осуществлять контроль соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, соблюдения нормативов по содержанию жилищного фонда независимо от его принадлежности.

В обязанности ГЖИ входит надзор за целевым использованием помещений: например, в квартире нельзя устроить офис или магазин. Кроме этого, инспекция следит за состоянием придомовой территории, где не должно быть открытых канализационных люков либо несанкционированных свалок. ГЖИ вправе наложить на недобросовестное предприятие ЖКХ меры административной ответственности, то есть штрафы.

Обратиться в инспекцию можно по адресу город Челябинск, улица Елькина, 79. Телефоны 263-96-60, 237-78-68.

Вторым мощным рычагом воздействия на УК можно считать контроль со стороны самих собственников. Осуществлять его можно через старшего по дому либо представителя комитета территориального самоуправления. Чтобы такой контроль был эффективным, лучше составлять акты приемки выполненных работ с участием собственников. Но даже если таких актов нет, ответственность управляющих компаний за выполнение обязательств перед собственниками закреплена в Гражданском кодексе.

И, наконец, третья инстанция, в которую смело могут обратиться собственники помещений в случае нарушения их прав – это прокуратура, которая следит за исполнением обязательств предприятий ЖКХ перед гражданами. Собственники могут «пожаловаться» в этот орган самостоятельно, проконсультировавшись с юристами и собрав необходимые документы.

Напомним, подробную информацию о положениях Жилищного кодекса, договорных обязательствах и контроле над их соблюдением вы можете найти на сайте Челябинской городской Думы www.chelduma.ru