«Подводные камни» экономного теплоснабжения
Недавно глава Челябинска Михаил Юревич подписал распоряжение, обязывающее строительные компании предусматривать в проектной документации на новые дома системы учета потребленных энерго- и водоресурсов. Благодаря этому в будущем горожане смогут контролировать потребление тепла и воды в своих квартирах, а значит, экономить на оплате коммунальных услуг. Идея прекрасная. Но с какими проблемами придется столкнуться на пути ее реализации? Обратимся к опыту Екатеринбурга.
В Екатеринбурге с 2006 года действует целевая программа внедрения подомового и поквартирного учета тепловой энергии, а также водоснабжения, рассчитанная до 2010 года. В настоящее время, по словам начальника управления ЖКХ Екатеринбурга Владимира Гейко, в мегаполисе приборами учета тепла и горячей воды охвачен 51% от общей площади жилья, приборами учета холодной воды — около 94%, а электрическая энергия учитывается в 75% жилого фонда.
- Начиная с 2008 года муниципалитет выделяет субсидии на установку приборов учета ресурсов управляющим компаниям, предоставляя гарантии на погашение процентов по кредитам. Подписывая соглашение о повышении эффективности управления многоквартирным домом с администрацией города, управляющая компания берет на себя обязательства по установке приборного парка. Однако, несмотря на положительный результат, следует признать, что большинство инициатив, связанных с реорганизацией управления жилищным фондом, проводилось за счет административного ресурса, а не за счет собственников жилья, - рассказал Владимир Алексеевич.
- В рамках инвестиционной программы мы за счет бюджетных средств финансируем установку индивидуальных и подомовых приборов учета коммунальных услуг. Практически полностью закрыты такие категории граждан, как ветераны войны и репрессированные, еще ряд льготных категорий, - сообщил начальник управления топливно-энергетического хозяйства Екатеринбурга Андрей Щербинин.
Андрей Щербинин прямо называет результат реализации программы плачевным. И главная проблема, как оказалось, была связана вовсе не с установкой приборов.
- Эксплуатировать приборы учета потребленных ресурсов некому, - признался Андрей Щербинин. - Из-за этого они быстро выходят из строя, и уже через два года их приходится восстанавливать. Нам уже пришлось уничтожить оборудование на сумму почти 30 миллионов рублей.
В связи с этим городская администрация пришла к необходимости взять все приборы учета тепла и воды на собственный баланс. В настоящее время как раз разрабатывается схема безвозмездной передачи этого оборудования на обслуживание муниципалитетом.
- А дальше будем создавать специализированную организацию, которая займется эксплуатацией приборного парка. Иного выхода я не вижу, - вынужден констатировать Андрей Анатольевич.
При этом амортизацию оборудования будут оплачивать предприятия и собственники жилья, - расходы по обслуживанию приборов намерены включить в тарифы. «Тарифы на коммунальные услуги надо поднимать в разы, - уверен Андрей Щербинин, - иначе инвестиций ждать неоткуда. Это проблема скорее политическая, но мы должны защитить граждан».
Аналогичная ситуация сложилась в Москве. Столица тоже в свое время вложила гигантские суммы на установку приборов, 40% которых сейчас уже вышли из строя. Неудачи наших старших братьев, впрочем, не должны вводить в уныние, поскольку на ошибках учатся. Опыт Екатеринбурга, Москвы и других городов, пытавшихся произвести революцию в системе городского теплоснабжения, может послужить хорошим уроком для челябинской администрации и стать залогом успешной реализации программы.