Андрей Минченко: «Тургояк может трансформироваться в конкурентоспособный курорт мирового уровня»
«Лишь 10% гостей Тургояка привносят
серьезный вклад в экономику»
Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил заместитель министра экономического развития Челябинской области Андрей Николаевич Минченко.Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)
Для этого в эскизе схемы природного парка почти вся уже существующая прибрежная туриндустрия находится в зоне рекреации, где деятельность гостиниц разрешена. Мастер-планом парка будет определено её дальнейшее развитие, в том числе заранее предусмотрены коридоры для инженерных коммуникаций, с учетом корректировки категории защитности земель гослесфонда. Базы отдыха не должны работать на примитивных выгребах. Очень показателен результат недавней проверки Росприроднадзора, согласно которому самая загрязнённая акватория озера — это городской пляж в п. Тургояк, где нет ни отелей, ни канализации. То есть не следует подменять сбалансированное развитие отсутствием развития вообще. Планирование на основе комплексного экологического обследования поможет найти оптимальные решения.
Важно подключить к работе деловую общественность на этапе мастер-планирования, с проведением оценки предполагаемого регулирующего воздействия на инвестиционный климат территории. Ведь самый нежелательный исход установления статуса природного парка - если он чрезмерными запретами зафиксирует ту хаотичную ситуацию, которая по факту сложилась сегодня. Этого нельзя допустить.
«Мы должны относиться к своим лучшим озерам
как лидеры мировой туриндустрии»
Сбалансированное развитие территории предполагает ряд общих для туристической отрасли принципов, которые необходимо учесть при планировании природного парка. Например, его первоначальная схема предусматривала создание на западном берегу озера, труднодоступном для автомобилей, обширной заповедной зоны, порядка 25% береговой линии, полностью закрытой для любого посещения. Тогда как с точки зрения туризма полный запрет недопустим, и нужно создавать инфраструктуру экотуризма — обслуживаемые тропы и кемпинги, подобные тем, что развиваются в национальном парке «Таганай». Коллеги частично откликнулись на наши рекомендации, предусмотрев тропы для транзитных прогулок, но без стоянок. Однако губернатор Алексей Леонидович Текслер отметил, что туристы, привыкшие отдыхать с палатками на озере Тургояк, не должны лишаться такой возможности, при условии ответственного отношения к природе, и поручил подготовить предложения по надлежащему обустройству кемпингов.
Другой важный момент — пешеходная логистика и видовые характеристики дестинации. Ведь главное в озерном курорте, у которого пляжный сезон в среднем не более месяца, — это прогулки вдоль красивой береговой линии, при условии ее свободной доступности, чистоты и незахламленности.
Теперь вспомните обжитые берега наших озёр, включая устаревшие базы отдыха, заборы, остатки строений, припаркованные автомобили — есть разительные отличия с представлениями о курорте. Но почему мы должны относиться к своим лучшим озерам иначе, чем это делают лидеры мировой туриндустрии?
Поэтому наши предложения: расчищать от захламленности береговые линии и обустраивать связанные тропы вдоль берега в пределах 20-50 м от уреза воды (разумеется, там, где это возможно и целесообразно), желательно объединённые в единый кольцевой велопешеходный маршрут. Это расширит сезонность курорта, снизит точечную перегрузку отдельных локаций побережья и позволит туристам пользоваться услугами кафе и прочих сервисов на связанных территориях. А ситуации, когда гость может выйти за пределы базы отдыха лишь на пыльную подъездную дорогу, сплошь заставленную автомобилями, будут полностью исключены.
Второй кольцевой велопешеходный маршрут целесообразно проложить в формате экотроп на удалении от берега, по склонам хребтов вокруг Тургояка, между видовыми площадками. Это уже задача для управляющей компании парка.
При этом любая туристическая тропа должна оборудоваться санитарными зонами (туалетами и мусоросборниками) с определенной периодичностью — это аксиома современного экотуризма.
Далее, подъезд автомобилей к озеру целесообразно ограничить количеством парковочных мест на базах отдыха и общедоступных парковках природного парка, с учетом системы бронирования. А для этого следует построить перехватывающие парковки на 3000 автомобилей и запустить регулярный общественный транспорт вдоль побережья. Эти задачи необходимо рассчитать в рамках мастер-плана, с учетом определенной этапности перехода на такую систему.
Что же касается емкости отелей и баз отдыха, то некоторое увеличение необходимо предусмотреть, но про цифры говорить пока рано - приемлемый номерной фонд будет определён мастер-планом исходя из допустимой антропогенной нагрузки. Однако для реновации существующих гостевых сервисов мы постараемся создать максимально благоприятные условия.
Ведь именно в этом состоит одна из важнейших задач устойчивого развития туризма — посредством наведения порядка на территории, не только оградить экосистемы от чрезмерного влияния, но и за счёт качественной трансформации спроса обеспечить окупаемость инвестиций в улучшение туристических сервисов. И правильно спланированный природный парк на Тургояке, в самом оптимистичном сценарии, может стать инструментом трансформации в конкурентоспособный курорт мирового уровня".