Южноуральский турбизнес просит государство поддержать отрасль
Обращение от Челябинской Ассоциации туристических организаций направлено в Законодательное Собрание Челябинской области, депутаты пока изучают вопрос.Все говорят, что туризм может стать одной из успешных отраслей на Южном Урале, но пока этого не произошло. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")
Экономика Челябинской области не досчиталась сотни миллионов рублей
Представители туротрасли обращают внимание депутатов ЗСО, что в условиях продолжающейся пандемии туристическая отрасль пребывает в стагнации.
«В Челябинской области тенденция к снижению объемов и турпотока путешествующих крайне высока, — объясняют ситуацию авторы обращения. — Так, статистика на примере крупной компании (4 офиса, 45 сотрудников) следующая: в июле 2019 года реализовано 475 туров, а в июле 2020 года – только 78 туров; в августе 2019 года реализовано 494, в августе 2020 года – 50 туров; в сентябре 2019 года реализовано 427 туров, в сентябре 2020 года – 34 тура».
По словам авторов письма из 600 туристических фирм, туроператоров, туристических баз, горнолыжных центров работающих компаний осталось менее 30 процентов. Экономика Челябинской области не досчиталась сотни миллионов рублей. Кто-то вынужден был приостановить свою деятельность, а кто-то уже и остановил (например, такая крупная компания, как «ДАН-Урал»). «Причины этого явления на виду: низкая платежеспособность населения, растущая безработица, а также сокращение маршрутов из Челябинска как воздушных, так и железнодорожных, и рост стоимости билетов».
Эксперты уверены, что эти же причины привели и к резкому сокращению спроса на санаторно-курортные услуги области. Из 34 санаториев, которые функционировали ранее, осталось только 12, и те заполнены лишь на 20%. Организованный детский туризм и экскурсионная деятельность в области остановлены вообще.
Как отмечают авторы обращения к депутатам, за последнее время Правительство РФ приняло ряд мер по поддержке туризма в стране. Среди них и мораторий на банкротство, и взыскание убытков, и налоговые каникулы. Однако по мнению представителей туристического бизнеса эти меры носят общий характер и для небольших туристических фирм труднодоступны. Поэтому многие регионы приняли свои меры поддержки туристической отрасли. В частности, это сделали уже власти Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Краснодарского края и Свердловской области. «В этих регионах, исходя из местных условий, меры были конкретизированы и для того, чтобы они начали «работать», сделаны более доступными и понятными».
Что сейчас нужно туротрасли?
В этом году число туристов существенно сократилось. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")
Надо отметить, что обращение к депутатам от представителей турбизнеса максимально конкретно. Так в нем перечислено, какую поддержку ждёт бизнес-сообщество. Например, южноуральских депутатов просят выйти на федеральный уровень с предложением субъекты малого предпринимательства туристической отрасли, находящихся на УСН, освободить от уплаты налогов во внебюджетные фонды, что позволит увеличить заработную плату сотрудников на 20%». Также предлагается на уровне субъекта федерации на конкурсной основе предоставить гранты и субсидии организациям, оказывающим туристские услуги, до второго квартала 2021 г. освободить собственников от уплаты земельного налога, а для учащихся и малообеспеченных граждан создать в области льготную программу по проведению экскурсий и посещению туристических объектов области.
Есть в обращении и предложения по санаторию «Кисегач», «Солнечной долине», музею-заповеднику «Аркаим» и другим достопримечательностям Южного Урала.
«Развитие внутреннего туризма в области во многом зависит не только от наличия уникальных достопримечательностей, но и от сохранности объекта показа, — говорят представители туротрасли. — К сожалению, большинство природных достопримечательностей в области не оснащены даже минимальной инфраструктурой, что приводит к высокому антропогенному воздействию человека на окружающую среду. Туристическое сообщество максимально заинтересовано не только в развитии внутреннего туризма, но и в сохранении объектов для следующих поколений. Сегодня необходимо оснастить востребованные природные объекты минимальной инфраструктурой (дороги, парковки, санитарные зоны, мусорные баки, буфеты, сувенирные лавки, информационные щиты)».
В туристической отрасли есть социальная значимость
Информационные щиты - это один из элементов, которых сегодня не хватает южноуральской туристической инфраструктуре. Фото Людмилы Ковалевой ("Южноуральская панорама")
В настоящий момент обращение находится на рассмотрении Комитета по социальной политике Законодательного Собрания Челябинской области. Насколько нам известно, общей позиции по туристическому вопросу у депутатов пока не сформировалось.
«Ко мне приходили представители ассоциации, мы общались лично, — комментирует Сергей Буяков, председатель комитета Законодательного Собрания по социальной политике. — Их обращение было перенаправлено по подведомственности – туризмом у нас занимается комитет по экономике. Однако я продолжаю держать с ними связь. Дело в том, что они видят в поддержке туристической отрасли и социальную значимость, тут я с ними соглашусь. Вопросы, которые касаются экономики и поддержки, будут разбираться на комитете по экономике. А все, что касается социальной значимости, берём на себя мы. Не секрет, что порядка 80 % турагентств сегодня закрыты. Из этого следует, что большое количество граждан не получают зарплаты. Это я ещё не говорю про сам отдых. Он тоже является одной из составляющих социальной жизни. Рабочие места, зарплаты – это та история, в которую мы будем вмешиваться. В рамках рабочей встречи с представителями ассоциации нам необходимо будет выработать конкретные шаги, в рамках социальной политике, за которую отвечает наш комитет».