При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

В росте цен на продукты виноваты сами челябинцы

Мы подпитываем инфляцию, ожидая рост цен, и постоянно проговаривая свои страхи.
В росте цен на продукты виноваты сами челябинцы
За пять лет цены на "борщевой набор" выросли в два раза. Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск)

За пять лет цены на "борщевой набор" выросли в два раза. Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск)

Об этом рассказала на утреннем стрим-шоу «Сбитый летчик поутру» Валентина Антонюк, заведующая кафедрой экономической теории, государственного и муниципального управления ЮУрГУ. Первая причина для инфляции – политика Центробанка.

- Два года назад произошло существенное снижение ставки рефинансирования с 6 до 3 процентов – фактически на 20-30 процентов снизилась ставка рефинансирования за каких-то три месяца. Это очень резкое снижение, оно было связано с тем, что нужно было успокоить возможности инфляции. Но в долгосрочном периоде произошло увеличение денежной массы, особенно безналичной, и этот рост денежной массы через полтора года вызвал скачок цен, - объясняет Валентина Антонюк.

В Челябинской области цены на продукты ниже, чем в других регионах России. Региональная специфика связана с уровнем доходов населения. На уровень цен также существенно влияет приграничное положение региона. «Мы ближе к Казахстану и как потребители ощущаем это каждый день. В какой-то степени у них и товар качественней, и цены ниже», - уверена экономист.

На Западе инфляцию называют "лающей собакой" - своими ожиданиями люди подпитывают рост цен сами

Ведущий программы Андрей Трушников задал эксперту вопрос, могут ли региональные власти каким-то образом повлиять на инфляцию. Оказалось, что такие возможности есть, и в первую очередь они связаны с воздействием на общественное мнение.

- Первая причина инфляции связана с политикой Центробанка, которая направлена либо на сжатие денежной массы, либо на ее расширение. Была проведена определенная политика денежно-кредитной экспансии. Вторая составляющая причина инфляции заключается в человеческом поведении. Называется она инфляционные ожидания. За последние полгода, начиная с августа-сентября, сработали очень сильные инфляционные ожидания у населения. Они выражались по-разному – приходишь на работу, там говорят, завтра повысятся цены на конфеты, муку, вплоть до соли. Приходишь домой – соседка говорит то же самое.

Об инфляционных ожиданиях на Западе говорят так: «инфляция - это лающая собака». Мы сами подпитываем инфляцию, ожидая плохую ситуацию, рост цен. Надо переломить ситуацию, думать, что не цены не вырастут, а произойдет падение. Это чрезвычайно сложная задача. Как правило, мы видим, что цены идут в основном в сторону повышения во всем мире. Поэтому на местном уровне я бы посоветовала властям – пытаться воздействовать на инфляционные ожидания в сторону их понижения, - говорит Валентина Антонюк.

Она отметила, что подобный опыт у челябинских властей уже есть. Например, у мэра Челябинска Вячеслава Тарасова был специальный заместитель по торговле. Ему приходилось работать в еще более сложных условиях – рост инфляции в 2001-2005 годах был существенно выше. Заместитель по торговле каждый понедельник на аппаратном совещании отчитывался, что делается на всех рынках города, чтобы объяснить ситуацию людям.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/