Автор: Елена Иванова

Одной бедой меньше

В 2006 году в Челябинске было отремонтировано 850 тысяч квадратных метров дорог. В нынешнем - цифра будет значительно выше. Между тем, еще три года назад о таком объеме ремонтных работ можно было только мечтать. При этом существенно выросло и качество дорожного полотна. Согласитесь, сегодня уже сложно упрекнуть дорожников в том, что ездить по городским магистралям невозможно. Дороги, напоминающие трассы слалома, остались в прошлом. Да, появились новые поводы для траты нервных клеток – пробки и хамы за рулем. Но это уже совсем другая, а точнее, новейшая история, о которой мы еще поговорим. Пока же подведем итоги уходящего года, без преувеличения ставшего переломным в дорожной отрасли.
Одной бедой меньше

В нынешнем году впервые на ремонт и реконструкцию городских улиц выделено более двух миллиардов рублей. В 2006 году эта цифра была значительно меньше – всего 1370 млн рублей. Но даже при таком финансировании было отремонтировано порядка 850 тысяч метров дорог, что на треть больше объемов предыдущих лет. Качественный прорыв в дорожной отрасли Челябинска стал возможен благодаря значительному увеличению федерального финансирования и вниманию городских властей к развитию улично-дорожной сети как к одному из приоритетных направлений деятельности.

Сегодня дорожная техника работает во всех районах Челябинска, в том числе и в отдаленных поселках. Хотя еще три-четыре года назад мало кто верил, что на ладан дышащий Кировский мост, наконец, реконструируют, что строительство многоуровневых развязок – вполне реальная перспектива и что в городе появятся новые дороги, а узкие перекрестки станут шире и свободнее. Слабо верилось и в то, что качество дорожного полотна перестанет быть проблемой номер один, а на первый план выйдет другая – куда более сложная задача – автомобильные заторы. Именно на борьбу с пробками сегодня брошены все усилия дорожного управления города и проектировщиков. Но обо всем по порядку.

Дорожный миллиард открыл новые перспективы

- 2007 год – стал первым в новой (российской) истории Челябинска, когда в дорожную отрасль города пришли деньги из федерального бюджета, - пояснил начальник отдела развития улично-дорожной сети управления дорожного хозяйства Челябинска Алексей Гурин. - До сего момента в решении транспортных проблем кроме собственных сил приходилось надеяться лишь на помощь из бюджета области. Губернатор Петр Сумин всегда принимал самое деятельное участие в развитии транспортной инфраструктуры города, но выделяемых средств хватало только на текущий ремонт, в то время как городские магистрали давно требовали серьезной реконструкции.

Попадание Челябинска в программу Росавтодора, которая предполагает развитие транспортной инфраструктуры городов-миллионников, открыло новые перспективы. «Дорожный миллиард» вдвое увеличил годовой бюджет программы развития и реконструкции улично-дорожной сети Челябинска и позволил городу начать реализацию важнейших проектов, от которых до сих пор приходилось отказываться из-за недостатка финансирования.

Главным объектом программы стал мост через реку Миасс по улице Кирова. Переправа уже давно находилась в аварийном состоянии и требовала реконструкции. По заключению экспертов, опоры моста начали разрушаться и дальнейшая его эксплуатация становилась опасной. Новый Кировский мост, который строится в настоящее время, сконструирован таким образом, что выстоит еще сотню лет. По сути это одно из главных связующих звеньев левого и правого берега реки Миасс и соответствующих районов города. Поэтому сегодня объекту уделяется повышенное внимание. К декабрю нынешнего года Кировский мост должен быть запущен в эксплуатацию.

Параллельно начато строительство еще одного моста через реку Миасс – по улице Бр. Кашириных в районе цирка. Большая развязка с выходом на улицы Свободы, Труда и Российскую напрямую свяжет северо-запад Челябинска с железнодорожным вокзалом и Тракторозаводским районом, проехать в которые можно будет, минуя центр города.

Другая важнейшая стройка, начало которой стало возможным благодаря федеральному финансированию – развязка при въезде в Металлургический район Челябинска (Свердловский тракт - улица Черкасская). После реконструкции пересечение их станет двухуровневым: Свердловский тракт эстакадой пройдет над улицей Черкасской, а для пешеходов будет построен подземный переход. Столь масштабный проект, сравнить который можно разве что с развязкой на Свердловском проспекте с улицей Бр. Кашириных в районе Торгового центра, требует немало времени и средств, поэтому его строительство завершится к концу 2008 года.

Новые дороги – это уже реальность

Только в нынешнем году стало возможным сооружение новых дорог в строящихся микрорайонах города. Так, начато строительство дороги в поселок Чурилово, которая свяжет центр города с новым микрорайоном. Новостройки здесь планируется заселить уже в следующем году. Тогда же в поселок будет запущено троллейбусное движение.

На карте города появятся и улицы в Тополиной Аллее, в частности, Бр. Кашириных, которая ранее заканчивалась на перекрестке с улицей Салавата Юлаева. Теперь она станет основной магистралью микрорайона.

- В нынешнем году строители закончат участок Бр. Кашириных от улицы Салавата Юлаева до улицы Северной поселка Шершни, - пояснил директор института «Челябинскгортранспроект» Виталий Передерия. – Также готова проектно-сметная документация на участок Бр. Кашириных от улицы Северной до кольца на Шершневской плотине. Она обогнет поселок и выйдет к водохранилищу в районе Западного шоссе. Эта часть запланирована к сдаче летом будущего года. К тому же сроку в Тополиной Аллее будут завершены строящиеся в настоящий момент улицы Чичерина и Университетская набережная. В программу строительства также включены улицы Академика Макеева, Академика Королева и Академика Сахарова. Это будут широкие бульвары, где можно прогуливаться пешком.

Забегая вперед, скажем, что строящаяся сегодня улица Бр. Кашириных станет одним из основных выездов с северо-запада в центр города и район АМЗ. На месте ее пересечения с Западным шоссе в перспективе планируется возведение многоуровневой развязки, а Шершневскую плотину заменит новый широкий мост.

Автомобильные пробки – проблема всех крупных городов мира

Если продолжать тему развития сети магистральных дорог, следует отметить, что в городской программе этот пункт является одним из главных.

- Наша основная сегодня задача – это оптимизация движения в городе, организация автомобильных потоков таким образом, чтобы на центральных улицах возникало как можно меньше заторов, - пояснил вице-мэр по дорожному хозяйству Челябинска Владимир Алейников. – Количество автомобилей в Челябинске растет намного быстрее, чем появляются новые дороги. К тому же, мы практически исчерпали возможности для расширения улиц. Реконструируя магистрали и дублирующие их улицы, мы стараемся не усугубить нынешнюю ситуацию и частично улучшить пропускную способность на ряде ключевых дорог. Пока это получается. Ситуация с движением в Челябинске намного лучше, чем, к примеру, в соседнем Екатеринбурге или Москве. Вообще же проблема автомобильных заторов – это проблема всех крупных городов мира. И как показывает практика, уйти от пробок совсем невозможно.

За последние годы в Челябинске были реконструированы десятки улиц – это Комсомольский проспект и проспект Победы, улицы Энгельса, Труда, Курчатова, Молодогвардейцев, Бр. Кашириных, Героев Танкограда, проспект Комарова, шоссе Металлургов, улицы Блюхера, Доватора, Румянцева, Гагарина, Дзержинского, Горького и многие другие.

Дорожная техника пришла даже в самые отдаленные районы

Долгое время не ремонтировалась автодорога Меридиан. Сегодня это зеркально гладкая магистраль на всем своем протяжении. Новая улица Курчатова, построенная на участке от улицы Воровского до Шаумяна, серьезно разгрузила движение по улице Елькина, оттянув на себя часть транспортного потока. Уже в следующем году планируется достроить улицу Курчатова до привокзальной площади. Завершающаяся реконструкция улицы Блюхера станет полноценным дублером улицы Воровского. А продолжающаяся модернизация Университетской Набережной от улицы Молодогвардейцев до моста в районе родничка разгрузит улицу Бр. Кашириных.

Огромный объем ремонтных работ в этом году был выполнен на дорогах районного значения. В программу так называемого среднего ремонта попали более 35 улиц во всех районах Челябинска. Вот лишь некоторые из них: улицы Тарасова, Яблочкина, Салтыкова, Плеханова, Заслонова, Верхнеуральская, 250 лет Челябинску, 40 лет Победы, Куйбышева, Захаренко, Солнечная, Дегтярева, Социалистическая, Электростальская, Мира, Приборостроителей, Хохрякова, Рождественского и многие другие. Некоторые из названий челябинцы, возможно, никогда не слышали, но для людей, живущих на этих улицах, ремонт стал долгожданным событием.

Перекрестки стали шире, а будут выше

Еще одним важнейшим направлением работы стала реконструкция перекрестков. Перефразируя авторов известной телепередачи, мы первые придумали их расширять, а остальные города нам завидуют. Работа по реконструкции перекрестков по инициативе главы города Михаила Юревича началась еще в прошлом году. И практика показала ее эффективность. В нынешнем году в план расширения были включены более 40 самых проблемных участков, которые существенным образом влияют на скорость транспортных потоков и образование заторов на магистралях.

Большая часть из запланированных перекрестков была реконструирована, на отдельных участках работы продолжатся в следующем году. По-новому будет организовано движение на пересечении улиц Елькина, Тимирязева и Воровского. Идут подготовительные работы на пересечении Комсомольского и Свердловского проспектов. Там будет построен широкий отворот вправо со Свердловского проспекта на Комсомольский по типу отворота с улицы Бр. Кашириных на Северокрымскую. Станут шире перекрестки Свердловского проспекта с проспектом Победы, улиц Бр. Кашириных и Молодогвардейцев.

За счет расширения перекрестков увеличивается их пропускная способность. Но решить полностью проблему заторов расширением проезжей части сегодня уже невозможно – это очевидно. Ресурсы по площади дорог, которые когда-то давно закладывались в центре города, исчерпали себя.

- Сегодня есть два пути развития, - говорит Алексей Гурин. – Это, во-первых, сооружение многоуровневых развязок, которые должны послужить связующим звеном между основными магистралями и позволить организовать безостановочное движение. Во-вторых, строительство альтернативных - кольцевых и объездных - дорог, чтобы автомобилисты могли передвигаться из района в район, минуя центр города. Таким образом, путь станет чуть длиннее, зато выигрышным по времени.