Автор: Елена ИВАНОВА, Ольга ТИТОВА

Новые дороги Челябинска

15 многоуровневых развязок, десятки новых дорог – миллиардные планы челябинской мэрии должны избавить город от пробок и превратить его в современный мегаполис. Новая концепция развития транспортной схемы Челябинска рассчитана до 2020 года, но выполнить проекты в мэрии надеются в более короткие сроки.
Новые дороги Челябинска

Глава Челябинска Михаил Юревич совершенно справедливо считает, что забота о транспортных артериях города – на самом деле забота о будущем Челябинска. Недавно на градостроительном совете при участии Михаила Валериевича была рассмотрена и утверждена новая концепция развития транспортной схемы Челябинска.

Много слов было сказано в пользу концепции, много дифирамбов исполнено в ее честь. Однако один-единственный факт, который на самом деле стоило озвучить в первую очередь, почему-то остался в стороне: в последний раз комплексную транспортную схему Челябинска (КТС) корректировали 34 (!) года назад.

Количество машин в городе увеличивается ежемесячно, а вместе с ним растут и пробки. Существующие дороги уже не удовлетворяют растущих потребностей автомобилистов. Не стоит забывать и о пешеходах. Кстати, в Европе на один квадратный километр городской территории приходится 4-5 километров дорог, у нас же в среднем по городу – 1-1,5 километра.

Вице-мэр Владимир Алейников акцентировал внимание на том, что генплан дорог будущего Челябинска разрабатывался с учетом создающейся агломерации и увеличения количества транспорта до европейских стандартов – 450-500 автомобилей на тысячу населения.

«Сегодня средняя скорость передвижения транспорта по городу – 5 км в час, - констатировал Владимир Георгиевич. - Люди вынуждены добираться до работы более 40 минут».

Выход из создавшегося положения специалисты видят в строительстве новых широких проспектов и многоуровневых развязок, которые позволяют уйти от заторов на перекрестках и развести транспортные потоки внутри города, минуя центр. Именно эта идея и легла в основу концепции светлого будущего челябинских дорог.

Уже в ближайшие годы в Челябинске построят пять современных многоуровневых развязок на самых оживленных магистралях. А к 2020 году общее количество развязок, которые существенно увеличат скорость транспортного потока в городе, вырастет до 15. На реализацию мечты требуется 18 млрд. рублей. Причем, по мнению главы Михаила Юревича, планы 2020 года реально выполнить в ближайшие пять-шесть лет.

- В 2008 году уже будет сдана первая в Челябинске двухуровневая развязка на пересечении Свердловского тракта и улицы Черкасской, - пояснил Михаил Юревич. - В этом же году мы начинаем строительство еще одной развязки, которая свяжет напрямую Копейское шоссе и автодорогу "Меридиан" (фотография №2).

Развязка, о которой говорит глава, также является двухуровневой. Ее протяженность – более шести километров. Проектируемая пропускная способность – 9 тысяч машин в час. Если сказать точнее, развязка объединит в одном транспортном узле Копейское шоссе, улицу Гагарина, автодорогу "Меридиан" и улицу Рождественского и обеспечит в будущем вторую транспортную связь Ленинского района с Тракторозаводским, Центральным и Советским районами и центром города.

Как рассказал Виталий Передерий, директор института «Челябинскдортранспроект», первый этап проектирования развязки уже завершен и сейчас находится в стадии реализации, уже проектируется второй этап.

- Осложняют ситуацию четыре железнодорожных путепровода, находящиеся в районе транспортной развязки, - пояснил Виталий Сергеевич. - Их необходимо реконструировать.

Проектом учтена перекладка трамвайных путей и переустройство троллейбусной линии. Кроме того, обязательное условие – строительство ливневой канализации. И только после устройства ливневки можно будет приступать к строительству подземных пешеходных переходов, - они так же предусмотрены в проекте.

Строительство улицы Университетская набережная с развязкой на улице Худякова (фотография №5) необходимо для транспортного обеспечения поселка Шершни и микрорайонов новой жилой застройки на Тополиной аллее. Ее протяженность – более двух километров. Предполагаемые сроки строительства – 2008-2010 годы.

- Особенность данного проекта: в том районе проходят водоводы, линии электропередач и газопровод высокого давления, – рассказал Виталий Передерий. – Вопрос с инженерными коммуникациями очень сложный.

Кроме того, там находится водоохранная зона Шершневского гидроузла. Управление водохранилища заняло категорическую позицию, не желая никого пускать. На мой взгляд, эта позиция неконструктивная. Поселок Шершни мы снести тоже не можем.

Пока решили улицу Братьев Кашириных и западное шоссе, где проспект Победы, не выводить на западную часть плотины, а с восточной части плотины вывести улицу Университетская набережная. Но такое решение половинчатое и не может полностью решить транспортную проблему северо-запада.

Автомобильный поток планируется увеличить в два раза за счет расширения улиц Худякова, Воровского, Блюхера и Уфимского тракта. Улица Худякова будет связана мостовым переходом через Миасс с Университетской набережной. Главная сложность в том, как освободить плотину на время реконструкции от автомобильных потоков. В идеале – построить параллельно с ней еще один мост, но тут как раз камнем преткновения и становится неуступчивость управления водохранилища.

Вернемся к более близкой перспективе: этой весной начнется возведение многоуровневой развязки по улице Братьев Кашириных с мостом через реку Миасс и выездами на улицы Труда, Свободы, Российскую и автодорогу "Меридиан" (фотграфия №1). Реализация проекта рассчитана на пять лет.

Завершение этой развязки станет заключительным этапом строительства так называемого внутреннего транспортного кольца, которое позволит автотранспорту, двигающемуся с северо-запада в Тракторозаводский район и на вокзал, объехать центр города.

Реконструкция части этого кольца – улицы Свободы – полностью завершится в 2008 году. Одновременно на вокзал выйдет улица Курчатова, которая сегодня достроена до улицы Елькина. В месте будущего соединения Курчатова с привокзальной площадью – сейчас это перекресток улиц Степана Разина и Овчинникова – запланирована реконструкция.

Строительство данной развязки включает в себя попутно реконструкцию привокзальной площади. Все улицы, попадающие сюда (например, улицы Степана Разина, Дорожная), будут расширены.

Однако и здесь еще предстоит продумать множество нюансов. Скажем, если обезопасить пешеходов удастся – в районе плоскостной развязки на вокзале планируется построить подземные пешеходные переходы, - то проблему размещения парковок решить гораздо сложнее.

Дело в том, что тот транспортный узел, который сейчас существует в районе вокзала, практически невозможно распутать без каких-то уступок. И сожалеть о подземной парковке, которую некогда планировали построить там, но так и не построили, - меньшее, что можно сделать в данной ситуации.

Самой дорогой, по прогнозам Михаила Юревича, станет транспортная магистраль на улице Новомеханической. Строительство моста через реку Миасс на участке улицы Новомеханической от автодороги Меридиан до улицы Высоковольтной (фотография №3) станет началом строительства широтной транспортной развязки, которая позволит разгрузить движение транспорта в Челябинске с востока на запад.

Она выведет транспортные потоки со Свердловского проспекта и северо-запада по новому мосту через реку Миасс на автодорогу Меридиан и в Тракторозаводский район. Новый мост при этом разгрузит старый – Ленинградский, расширять который, по мнению специалистов, сегодня просто не имеет смысла. А сама улица Новомеханическая станет своеобразным дублером перегруженного проспекта Победы, возможности для расширения которого также исчерпаны.

- Мост по улице Новомеханической мы уже практически запроектировали, - сообщил Виталий Передерий. - Готовность проекта – 80 процентов. Не решен пока вопрос по выносу коммуникаций.

К этому стоит добавить только одно: новый мост – последний оставшийся в Челябинске коридор, позволяющий связать районы и разгрузить проспект Победы. Все возможные дороги в нашем городе уже построены, единственная возможность для решения транспортной проблемы – их расширение.

Наконец, строительство улицы Чайковского (фотография №4) обеспечит наличие второй транспортной связи северо-западной части города с направлением на Екатеринбург через Свердловский тракт. Она включает в себя строительство шести транспортных развязок, в том числе автодорожный путепровод через железнодорожные пути. Протяженность улицы – более 7 километров. Ширина проезжей части дороги – 22,5 метра. Сроки строительства – 2010-2015 годы.

– Улица Чайковского – это по сути дублер Свердловского проспекта, - пояснил Виталий Передерий. - Она также будет служить связью между северо-западом и районом ЧМЗ. Улица Чайковского проектируется шестиполосной с устройством транспортной развязки. Первый этап у нас запроектирован от Комсомольского проспекта до улицы Автодорожной с транспортной развязкой на пересечении с железнодорожными путями и улицей Новомеханической. По мере строительства будем готовить проекты следующих транспортных развязок. Улица Чайковского у нас выходит на Свердловский тракт и на шоссе Металлургов. То есть данную улицу мы заплетаем полностью в объездное кольцо вокруг города для перераспределения транспортных потоков в объезд жилых кварталов.

По официальным данным, сегодня в Челябинске насчитывается 300 автомобилей на одну тысячу населения. И в том, что эта цифра будет увеличиваться, ни у кого нет сомнений. Строительство развязок в варианте нашего города – единственный и в то же время эффективный способ решения данной проблемы.

Потенциала для строительства новых дорог уже не осталось, значит, нужно совершенствовать по максимуму существующие. И если грандиозный проект, начатый мэром Михаилом Юревичем, удастся воплотить, в будущем в Челябинске, обещают эксперты, изменится транспортная схема, центр города станет более доступен, а пробок не будет вообще. Но это, разумеется, идеальный вариант.

На фотографиях:

1) Транспортная развязка на пересечении ул. Бр. Кашириных и ул. Свободы с выходом на ул. Труда и ул. Российскую.

2) Транспортная развязка на пересечении Копейского шоссе, ул. Гагарина, автодороги "Меридиан", ул. Рождественского.

3) Мост по ул. Новомеханическая.

4) Строительство ул. Чайковского.

5) Строительство ул. Университетская набережная с развязкой ул. Университетская набережная - ул. Худякова.

6) Транспортная развязка на пересечении автодороги "Меридиан", Свердловского тракта и ул. Черкасской (подробнее об этой развязке читайте здесь).