Автор: Иван Зацепин

«МетроДолгоСтрой»: Расследование на опережение

Прошла уже неделя с того момента, как СМИ облетело сообщение о возбуждении уголовного дела по поводу «крупнейшего хищения бюджетных средств при строительстве метро». Речь идет ни много ни мало о 70 миллионах рублей, якобы похищенных через являющийся генеральным подрядчиком стройки МУП «Челябметротрансстрой». Поскольку предприятие это является муниципальным, то есть находится в ведении администрации Челябинска, информация сразу вызвала нездоровое оживление. Ведь представители мэрии неоднократно и в весьма жесткой форме оценивали ход строительства подземки в областном центре.

А ведет строительство, напомним, ОАО «Челябметрострой», 51 процент акций которого принадлежит министерству промышленности Челябинской области. За годы идущего черепашьими темпами строительства похвастаться особыми успехами трудно - метростроевцы 30-х годов с кирками и лопатами и то строили быстрее. Стоимость проекта челябинского метро в минимальной конфигурации – ветка на несколько станций – оценивается в 60 миллиардов рублей. Ежегодно нынешнему подрядчику удается освоить в лучшем случае порядка миллиарда. Подсчитать, через сколько лет в городе появится метрополитен, может даже первоклассник.

А вот объяснить, почему в этой ситуации блокируются все попытки городских властей «запустить» под землю других подрядчиков, начальникам «Челябметростроя» и курирующим их областным чиновникам становится все сложнее. И тут такой подарок: появилась возможность перевести стрелки на мэрию! Однако спустя неделю сенсация как-то забуксовала.

На сайтах УФСБ по Челябинской области и региональной прокуратуры так и не появилось официальной информации не то что об уголовном деле, но даже о его возбуждении. Многочисленные журналисты, пытающиеся разжиться подробностями, так и не смогли добиться от чекистов ни одной фамилии подозреваемого в организации «аферы века». Более того, руководителей МУП «Челябметротрансстрой», торопливо назначенного рядом СМИ «героем» громкого дела, так никто и не вызвал ни в прокуратуру, ни в ФСБ.

Последнее, в принципе, неудивительно. Напомним, тендерная комиссия, определившая поставщика оборудования для строительства метро на станции «Площадь Революции», была создана в декабре 2005 года. Тогда же был заключен и контракт на поставку техники. Нынешний руководитель МУП «Челябметротрансстрой» Ильдар Усманов занял этот пост в декабре 2006-го. То есть год спустя после того, как, по версии следствия, произошел «крупнейший преступный сговор».

А вот тогда, в 2005-м, все прошло без сучка, без задоринки. Техника была принята, претензии ни к качеству, ни к цене со стороны ОАО «Челябметрострой» не прозвучали. Да и какие могли быть претензии: ведь всю сделку (в ходе которой, как сегодня говорят, исчезли 70 бюджетных миллионов) плотно контролировал государственный заказчик - министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области. Никаких случаев некомплектации или завышения стоимости выявлено не было. Перечень оборудования, калькуляция, документация – в общем, все связанное освоением бюджетных средств – ничто не могло и не должно было ускользнуть от бдительного ока министерских чиновников. Но почему-то ускользнуло, а заодно и собранные с налогоплательщиков 70 миллионов.

Тогда ускользнуло, а сегодня внезапно всплыло, да еще с таким шумом и треском. Но вот сказать, что произошло это ни с того ни с сего, язык не повернется. Дело в том, что кажущиеся странности неторопливого строительства видны не только специалистам и городским чиновникам, но и простым челябинцам. Некоторые из них пишут о своих подозрениях в Москву: «Сами работы, осуществляемые ОАО «Челябметрострой», - это сплошное надувательство. Принцип работы этого акционерного общества: меньше проходишь туннелей под землей - больше получишь. Объективно ОАО «Челябметрострой» может осваивать 150-200 метров туннелей под землей в месяц. Но реально осваивается только 30 метров в месяц. При этом обслуживающие процессы накручиваются по максимуму – механика, вентиляция, водоотведение оплачиваются по высочайшим расценкам, как при обычных темпах работы».

И знаете, спорить с этими выкладками очень трудно. Видимо, поэтому и возникло в столице желание проверить остальные факты. Например, такие: «Изначально сам государственный контракт на строительство метрополитена был заключен с ОАО «Челябметрострой» без конкурса, на кулуарной основе. В контракте нет существенных условий, обязательных для такого рода документов: цены строительства и сроков строительства. Именно это и породило коррупционную составляющую: нет конкретных границ, значит, денег бери сколько сможешь унести».

И такие: «В самом ОАО «Челябметрострой», как в классическом романе, 20% зарплаты начисляется на «мертвые души» и «мертвые» субподрядные фирмы. Мифические строители и их бригады - большие зарплаты и оплаты по субподрядам, а в реальности - деньги в значительном количестве расходуются на «неотложные нужды» руководства».

И вот такие: «Как начали, так и продолжают - в декабре 2007 года проводился конкурс на закупку оборудования для метро. У этого конкурса были четкие условия и требования. Но, как потом узнали все участники конкурса, государственный контракт заключили с аффилированной с госструктурами фирмой, которая не подходила практически ни под одно требование этого конкурса. Видимо, были серьезные аргументы!»

Вот круг и замкнулся: речь снова о махинациях с поставками оборудования для метростроевцев! Вот только обвинения адресованы не муниципальному «Челябметротрансстрою», а... областному ОАО «Челябметрострой». Ну и тем, разумеется, кто, простите за выражение, крышует его деятельность.

Обвинения эти, равно как и подтверждающие их утверждения, были признаны серьезными. С мая 2009 года по запросу депутатов Государственной Думы РФ контрольно-надзорные органы подготавливали материал по факту наличия в деятельности ОАО «Челябметрострой» и ответственных лиц органов Челябинской области тех обстоятельств, которые позволили бы привлечь данных субъектов к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

И знаете, нет ничего удивительного в том, что возбуждение УФСБ по Челябинской области уголовного дела «по факту» состоялось после того, как заместитель председателя государственной Думы РФ Владимир Вольфович Жириновский заинтересовался хитросплетениями финансовых отношений челябинских метростроителей. И направил соответствующий запрос в прокуратуру. Где серьезно задумались над возбуждением уголовного дела, но не «по факту», а в отношении вполне конкретных лиц «Челябметростроя» и чиновников рангом куда повыше, чем городские. При этом, судя по всему, Владимир Жириновский настроен решительно и это не может не пугать отдельных отвественных лиц.

А лучшая оборона, как известно, это нападение. Лучший способ избежать расследования – затеять свое. Так сказать, на опережение. И чем быстрее, тем лучше – потому что время уходит. Так что быстрота, с которой в УФСБ по Челябинской области возбудили дело, вполне понятна. Но протрубить об этом на весь свет в СМИ мало, надо еще найти кого-то на роль стрелочников и мало-мальски убедительные доказательства их вины. И с тем, и с другим, похоже, возникли проблемы. Так что журналистам, безуспешно обивающим пороги пресс-службы УФСБ, не стоит нервировать занятых людей. Проще подождать другой сенсации. Например, первых результатов расследования махинаций в строительстве метро, начатого в Москве.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/