«Ловату» ищут пару
В одиночку тоннелепроходческий комплекс со своей задачей по строительству метро в Челябинске не справляется. Пока рассматривается два варианта мер по ускорению темпов работы: покупка еще одного комплекса или привлечение иногородних подрядчиков с необходимой техникой.Вопрос о ходе строительства метро в столице Южного Урала был в очередной раз вынесен на обсуждение областного правительства. К этой проблеме власти всех уровней обращались уже не однажды: пока строительство идет ни шатко ни валко. Впрочем, по словам главы региона Петра Сумина, нагнетать ситуацию не стоит: работы ведутся, не устраивают только их темпы.
По сообщению министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области Валерия Шопова, в прошлом году под землей было пройдено 919 погонных метров. Из них 506 проделал «Ловат». При этом на строительство подземки было направлено 314 миллионов рублей из федерального бюджета, 783 – из областного, 3,9 миллиона рублей добавил Челябинск. Неосвоенными из общей суммы остались 398,1 миллиона.
В этом году сумма финансирования строительства метро из всех источников составит 1 млрд. 120 млн. рублей. С начала года удалось освоить 285,9 миллиона. При этом работы фактически ведутся лишь на станции «Торговый центр» - там пройдено 186 погонных метров.
Как пояснил руководитель муниципальной дирекции строительства метрополитена Борис Слизко, недостаток финансирования в свое время не позволил заниматься подготовкой площадок, поэтому в данный момент приостановлены работы на станциях «Площадь Революции» и «Проспект Победы», на «Комсомольской площади» открыт лишь «кусочек». Ситуация требует решительных мер, особенно если учесть, что метро в Челябинске должно быть запущено к лету 2012 года.
Решительные меры уже определены. В первую очередь это отказ от единого генерального подрядчика, каковым является сегодня ОАО «Челябметрострой». Уже в следующую пятницу на заседании совета директоров контракт с ним будет расторгнут. Первый пусковой комплекс «разберут» на пять лотов: станции «Проспект Победы», «Торговый центр», «Площадь Революции», «Комсомольская площадь» и перегонные тоннели.
Все это будет выставлено на торги, и объектами займутся разные подрядчики. По словам Бориса Слизко, это мера вынужденная, и хотя не слишком «приятная», зато позволит, во-первых, увеличить число работников, задействованных в строительстве, во-вторых, вести работы сразу на всех площадках и наверстать потерянные темпы. В общей сложности метростроевцам еще предстоит освоить пять миллиардов рублей на проходке перегонных тоннелей и 15 – на сооружении станций. К единому генподрядчику вернутся года через два, поскольку, как отметил Борис Слизко, в мире нет ни одного примера, чтобы столь серьезный объект сдавался «кусками».
Дополнительных затрат потребует проектирование челябинского метрополитена – в сумме 400 миллионов рублей. Об этом заявил на сегодняшнем заседании генеральный директор АНО «Инвестстройметро» Юрий Крук, координирующий строительство метро в городах России. По его словам, местный недавно укомплектованный дорожно-транспортный институт не вполне справляется с задачей, поэтому стоит привлечь сторонних специалистов. При этом подземка Челябинска должна иметь свой неповторимый облик.
И, наконец, третье решение – покупка еще одного тоннелепроходческого комплекса. «Ловат», который прошел более километра выработок различного назначения и сейчас находится на модернизации, в одиночку не справляется с южноуральской породой. Напомним, вопрос о приобретении «пары» для комплекса недавно обсуждался в Москве с участием федеральных кураторов. Более того, по информации министра Шопова, уже существует договоренность с американской компанией, готовой собрать для Челябинска тоннелепроходческую машину за восемь месяцев.
Сейчас рассматривается и другой вариант: привлечение к строительству челябинского метро компаний из других городов со своим комплексом. На примете уже имеется одна московско-екатеринбургская фирма. По убеждению главы Челябинска Михаила Юревича, придется выбирать одно из двух: если новый подрядчик вступит в дело со своей техникой, то покупать еще один комбайн не имеет смысла – его просто некуда будет опускать.
Вопрос об этом пока не получил окончательного решения. Но, как подчеркнул Петр Сумин, метро Челябинску необходимо, поэтому экономить на его строительстве власти не намерены.