При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

Количество законопроектов, препятствующих мошенничеству необходимо увеличивать

В последние годы увеличилось число жертв мошенников – клиентов банков. Причём часто все проблемы перекладываются на плечи граждан.
Количество законопроектов, препятствующих мошенничеству необходимо увеличивать
Зачастую жертвами злоумышленников становятся пожилые люди. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Зачастую жертвами злоумышленников становятся пожилые люди. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

В Государственной Думе прошёл первое чтение законопроект, который обяжет банки возвращать средства, похищенные со счёта без добровольного согласия клиента. Также банки смогут не принимать к исполнению операции явно мошеннического характера даже при согласии клиента. Мы попросили оценить данную инициативу парламентариев председателя комитета по правовой поддержке предпринимательства объединения «Южно-Уральская торгово-промышленная палата» Андрея Коршунова.

— Какая сейчас сложилась практика, связанная с мошенническими действиями по отношению к клиентам банков?

— Эксперты отмечают, что в последнее время в банковском секторе складывается нездоровая ситуация с обманом граждан. Проблема мошенничества, связанного с добровольной передачей гражданами сведений, например, паролей номеров платёжных карт мошенникам, которые используют эти данные в целях совершения хищений денежных средств граждан существует. И к сожалению для граждан сейчас в —большинстве случаев эта проблема решается за их счёт.

— Имеет ли смыл при факте похищения средств требовать компенсации через суд?

— В одном из недавних судебных актов Верховный суд корректирует описанную выше практику. Клиентке банка позвонили мошенники. Получили у неё sms-коды, которые пришли от банка и таким образом оформили на неё кредит. Затем перевели деньги на другой счёт. В итоге эти деньги были похищены. Ни в уголовном порядке, ни путем гражданского иска женщине не удалось отстоять свою правоту. Она утверждала, что не получала этих денег. Но все судебные инстанции указали, что она должна была отвечать за сохранность информации. В договоре было указано, что она должна хранить в тайне sms-коды и не передавать их третьим лицам. А раз она передала, значит ей следовало отказать.

Однако Верховный суд посчитал, что дело необходимо пересмотреть. И помимо ряда других претензий, которые возникли у него к нижестоящим судам при рассмотрении дела, указал на самое главное - выяснить кто же всё-таки получил деньги реально? Таким образом, Верховный суд скорректировал судебную практику в пользу усиления позиции потребителя как слабой стороны в отношениях с банком.

— Как оцениваете сам законопроект?

— Закрепление на уровне закона обязанности банка возместить сумму операции, совершенной без добровольного согласия клиента - это очень хорошая мера для клиентов банка. Потому что ситуация, когда банк обладает мощными службами безопасности, но при этом каким-то образом все проблемы с предоставлением безопасной финансовой услуги перекладываются на плечи клиента она, конечно, несколько нездоровая. Поэтому любые законопроекты, направленные на любое затруднение мошеннических действий, полагаю, необходимо приветствовать.

Партнерские СМИ