«Испытание такого масштаба у южноуральского продуктового бизнеса впервые»
Бизнес утверждает, что централизованные поставки продуктов питания в Челябинской области сократились вдвое.Бизнесмены понимают, что их сложности - временные. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
«В целом мы сократили поставки продуктов питания на 40% — это очень большая цифра, ставящая под угрозу бизнес в целом, — признается исполнительный директор компании «Смак» Роман Газиев. — Наши клиенты — а их около тысячи — из самых различных сфер. Около ста двадцати из них — санатории и базы отдыха. Более 98% клиентов из числа баз отдыха и санаториев закрылись на время пандемии, пару лечебно-профилактических санаториев лишь изредка закупают продукты.
Нас спасает то, что мы ориентированы не только на санатории. Розничные магазины продуктов и столовые крупных заводов и промышленных предприятий по-прежнему работают. Большинство наших клиентов из этой сферы были отнесены к предприятиям непрерывного цикла. Но и тут есть потери. Сократилось покупательная способность населения примерно на 25%. На каждом предприятии есть сотрудники, переведенные на удаленку, поэтому поставки в столовые тоже были сокращены.
Поставки продуктов в школы прекратились совсем. В детские сады для обеспечения работы дежурных групп требуется 4-5% от прежнего объема.
Отмечу, что испытание такого масштаба у продуктового бизнеса впервые. Кризисы были и раньше, но они имели сугубо экономическую причину, связанную с падением доходов всего населения. А сейчас многие потребители просто не могут пользоваться нашими услугами.
К сожалению, интернет-доставка в Челябинской области не сильно популярна. Да, мы доставляем продукты отдельным категориям населения (пенсионерам, инвалидам), и даже даем рекламу об этом. Но это очень небольшая часть бизнеса. В целом глобальной переориентации на интернет-доставку не произошло.
Что нас пока спасает? Грамотно составленные договоры с производителями пищевых товаров, где у нас нет строгих обязательств по приобретению определенных объёмов. Что позволило не вкладывать оборотные средства в запасы товаров на длительное время.
Также нам удалось сохранить штат сотрудников благодаря гибкому графику зарплат. У нас зарплата всегда рассчитывалась с товарооборота. Сколько наторговали, столько и заработали. Оборот снизился, и зарплаты тоже снизились. Но люди были к этому морально готовы.
Мы понимаем, что эти сложности временные. Хороший знак — стабилизировались ранее поднявшиеся цены производителей. А в некоторых случаях они даже опустились».