Эксперт рассказал, к чему приведёт сокращение квот на приём мигрантов на Южном Урале
Прогнозы неоднозначные.Фото Олега Каргаполова (архив Вечернего Челябинска)
На сайте министерства труда появилось объявление о том, что в соответствии с инициативами регионов, разработан проект постановления, согласно которому для 11 регионов будет сокращена квота на приём мигрантов.
В списке значатся: Оренбургская, Челябинская, Калужская, Магаданская, Рязанская, Самарская, Амурская области, республики Удмуртия и Дагестан, Краснодарский и Красноярский край.
Корреспондент Полит74, заинтересовавшись вопросом, решил узнать у Андрея Авдашкина, старшего научного сотрудника лаборатории миграционных исследований ИМСГН ЮУрГУ, что это за квоты, и как решение может повлиять на жизнь Челябинской области.
«Затягивание гаек» или защита местных работодателей
- В качестве небольшого ликбеза, что это за квоты и для чего они нужны?
- Тяжело сказать, когда эту систему квотирования вообще «изобрели». По-моему, это новация 2000-х годов, когда начали заниматься миграционной политикой, когда сама международная трудовая миграция стала более динамичной на фоне экономического подъема, активизации строительства и сферы услуг. Как раз в этот период ФМС переводили в структуру МВД, государство активно наращивало контроль в сфере миграции.
Андрей Авдашкин специально для Полит74 о последствиях сокращения квот на приём мигрантов. Фото из личного архива
Первая полемика насчёт них имела место в середине нулевых годов, когда была проведена определённая либерализация миграционной политики, квоты увеличили. Это позволило существенно сократить количество так называемых «нелегальных мигрантов», создав условия для их выхода в легальное поле.
В общем, получается, что, когда органам власти нужно так сказать «закрутить гайки» в этой сфере, то квоты сокращают, а когда нужно насытить рынок труда новыми кадрами, то квоты расширяют, упрощают доступ иностранных граждан на рынок труда.
Стоит также помнить, что для каждой отдельной специальности или сферы такие квоты рассчитываются и регулируются отдельно. Например, в 2006 году было принято решение обнулить квоты для розничной торговли. В первую очередь это коснулось розничных рынков, которые еще принято называть «этническими», «китайскими», где-то «вьетнамскими». По итогу, из этой сферы ушли тогда в основном граждане КНР и Вьетнама.
Конечно, кто-то обходил это ограничение через, например, использование подставных лиц, когда в качестве самих продавцов нанимались работники с российским гражданством, кто-то просто игнорировал этот запрет, кто-то получал вид на жительство для продолжения легальной предпринимательской деятельности. Это как пример того, как квоты, собственно, могут работать на практике. Кстати, после этого существенно возросло присутствие граждан КНР в сельскохозяйственном секторе, во всяком случае в Челябинской и Свердловской областях.
С одной стороны, такой подход к квотам в розничной торговле практически сводил на нет китайский и вьетнамский челночный бизнес, с другой стороны, в 2008 году разразился мировой финансовый кризис, они бы и так многие вынужденно ушли с рынков, поэтому нельзя сказать, что это был большой шаг к наведению порядков на «этнических» рынках.
- Чем объясняется именно такой «набор» регионов? Условно говоря, почему именно Челябинская и Самарская области квоты попросили урезать, а не Свердловская или Тульская?
- Во-первых в списках мелькает несколько субъектов, которые традиционно «засвечиваются» в перечне регионов, где трудовая миграция наиболее заметна. Это, к примеру, и Челябинска область. Калужская, Самарская, Краснодарский и Красноярский края – та же история. То есть первое, что я вижу – это промышленно развитые регионы. Возможно, это некая протекционистская политика для ряда отраслей.
Во-вторых, в списке есть регионы, которые присутствуют в статистике МВД в «лидерах» по зарегистрированным преступлениям со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства. Это тоже можно рассматривать в качестве мотива региональных властей для обращения о сокращении квот.
В-третьих, региональные органы власти могут, отчасти, идти на это шаг для того, чтобы показать свою решимость в деле борьбы с преступностью, защиты местных работодателей, работников и так далее.
То есть логика в этом списке есть, но она не проявляется применительно сразу ко всем субъектам. Полагаю, власти каждого из них руководствовались неким разным набором мотивов, обращаясь в министерство труда.
По Челябинской области, всё более или менее понятно, у нас регулярно объявляют о сокращении этих квот, но, вопрос, насколько это эффективно. Эти меры затрагивают только тех граждан, которым нужен патент для работы: граждан Таджикистана (без паспортов РФ) и Узбекистана. Граждане же Кыргызстана или Казахстана могут без патента работать.
Полагаю, это направлено ещё и на ограничение представительства иностранцев в тех сферах, которые считаются «чувствительными». Как я понял из проекта, это торговля алкоголем, табаком, вождение такси и так далее. Но лично мне не вполне понятно, а много ли иностранцев у нас торгуют, к примеру, алкоголем?
Плюсом нужно понимать, что узбекистанцы к нам и так не слишком активно уже приезжают: они начинают переориентирование на другие сферы деятельности, на миграцию в другие страны, а таджикистанцы могут пользоваться преимуществом двойного гражданства.
- Правильно ли я понимаю, что в качестве основной версии можно рассматривать именно попытку большего контроля над мигрантами, которым нужен патент?
- Я думаю, да. Может быть, целью является демонстрация своего уровня контроля над всеми этими процессами, в очередной раз предъявить это населению. Может быть причина в том, что регионы из списка часто попадали в резонансные криминальные хроники, связанные с миграцией.
Может быть, региональными элитами ощущается некая социальная напряжённость, вызванная международной миграцией, и они такими шагами пытаются её снизить или купировать.
Пока что я затрудняюсь сказать, кого такой шаг может реально защитить, скорее всего, это такой, декларативный шаг по борьбе с нелегальной миграцией. Ну, что сказать, «пусть борются» и регулируют, посмотрим, что из этого выйдет.
Всегда есть лазейка
- Тогда такой вопрос, вот квоты обрубили, но иностранцы же всё равно найдут пути для легализации. Какими эти пути могут быть?
- Кто-то изначально приезжает в статусе иностранного студента. Имея его, не нужно получать никакого разрешения на трудовую деятельность, что, конечно же, серьёзно облегчает поиск заработка. Учеба плюс легальное трудоустройство, почему бы и нет. Во всяком случае, когда иду обедать в гастропарк, регулярно вижу своих иностранных студентов за работой. Заодно уровень владения русским языком у них растет намного быстрее. То есть, участие в образовательной миграции помогает реализовывать и трудовой сценарий.
Получение вида на жительство или на временное пребывание тоже ситуацию может упростить. Этим путем многие идут. Кто-то просто меняет сферу деятельности. Обычно уходят в стройку или в неформальные сферы, кто-то вообще просто уезжает в другой регион, где ситуация для трудоустройства более благоприятна и предсказуема.
Те же, кто не смог как-то обойти ограничения, как правило, уезжают, в тот же Казахстан, например. Повторюсь, что и в теневой сектор многие вынужденно выбирают.
- А можно ли рассматривать этот проект как некую попытку перенаправления трудовых потоков? Условно, из сферы такси в сферу стройки.
- Может быть. Возвращаясь к приведенному примеру с рынками, когда квоты для них обрезали, то даже в статистике ФМС можно чётко отследить, что через несколько лет произошёл резкий прирост занятых в стройке, сельском хозяйстве – во всяком случае официально.
Нужно отрегулировать этот момент, так как практики оформления в качестве строителей или овощеводов при неформальном продолжении бизнеса не были таким уж исключением.
Понимаете, эти предположения не снимают вопроса о том, какие от этого решения будут последствия. Обычно, когда сокращение квот, в принципе «закручивание гаек» в сфере миграционной политики, приводит к тому, что люди просто уходят в тень, а те же, кто больше не видит для себя перспектив, просто уезжают.
- И всё-таки, к каким последствиям может привести это сокращение квот?
- Оценить реальные последствия можно будет только через несколько месяцев. Полагаю, что мы сможем сделать некоторые выводы только через полгода-год после принятия решения.
То, насколько это скажется на уровне преступности или нелегальной миграции, я, если честно, затрудняюсь сказать. Скорее всего, это создаст дополнительные барьеры для тех, кто приехал легально работать.
- Южноуральцы в августе взяли меньше автокредитов, чем месяцем ранее
- На Южном Урале ввели в строй 1,4 миллиона квадратных метров жилья
- Челябинские эксперты поддержали идею Текслера о доработке законопроекта об ограничении льгот для инвесторов
- Челябинск вошел в ТОП-3 миллионников с самым доступным жильем во вторичке