Почему в дороги Челябинской области стали вкладывать больше денег
Дорожная проблематика – стала настоящей главной темой уходящей недели. Челябинцы приняли участие во всероссийском форуме-выставке «Дороги-2019», в областном центре приступили к последнему рывку этого года в дорожных ремонтах, а контролирующие органы и общественность подняли тему качества этих работ.
Стратегическое значение
Обсуждая с нашими экспертами в рамках проекта «Экспертный клуб Челябинска» тему «Насколько продуктивным и качественным оказалось дорожное строительство в Челябинской области в 2019 году», мы пришли к выводу, что такое внимание к дорогам на самом деле на Южном Урале не является каким-то временным, сезонным явлением. Челябинская область - имеет важное логистическое значение. Являясь пограничным регионом, она пропускает через себя огромный транспортный поток, связывающий Россию с другими странами. Одно это делает развитие дорожного хозяйства в нашей области стратегическим вопросом общероссийского значения.
Кроме того, высочайший уровень индустриализации Челябинской области приводит к дополнительным нагрузкам на дорожную сеть. Ведь существенная часть грузоперевозок осуществляется региональными производителями при помощи автотранспорта. Также одной из причин сверхнормативной загруженности ряда региональных автомобильных дорог Челябинской области является значительный дисбаланс, связанный с несоответствием уровня развития автомобильных дорог уровню частной автомобилизации и спросу граждан на автомобильные перевозки.
Качество и контроль
Дорожное хозяйство региона является точкой пристального внимания общественности. Сегодня у общества существует огромный запрос на качество проводимых работ на дорогах, на решение проблем, связанных с нормализацией движения автомобильного транспорта. Согласно данным социологии, плохое состояние дорог входит в топ-5 проблем региона, беспокоящих жителей.
Губернатор региона Алексей Текслер поставил задачи добиться на дорогах Челябинской области комплексного выполнения работ в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Кроме того, важными задачами ведомства являются переход к долгосрочным контрактам по ремонту автодорог, подготовка проектно-сметной документации и строгий контроль качества производимых ремонтов.
«У нас самые разные технологии, от инноваций в проектировании до – самое главное – современной асфальтобетонной смеси, которая бы выдерживала наши температуры, - говорит Алексей Текслер, губернатор Челябинской области. - Летом у нас жарко, зимой – холодно, диапазон очень большой, и нельзя допустить, чтобы в морозы покрытие разрушалось. Мы ставим перед собой задачу применять технологии, которые позволят обеспечить нашим дорогам долговечность. Мы переходим на контракты жизненного цикла – это крайне важно, и сегодня вопрос качества, на мой взгляд, ключевой для регионального дорожного строительства. Чтобы это обеспечить, нужен рывок».
Понимая, что в дорожном вопросе «климат» против нас власть совместно с профессионалами в дорожном хозяйстве и общественниками выстроила серьезную систему контроля. «Внимание к национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» сейчас усилено, - говорит Александр Лебедев, начальник ФКУ Упрдор «Южный Урал». - Именно поэтому к каждому нюансу работы нужно относиться ответственно. Основными показателями при приемке работ служат ровность покрытия и, конечно, качество асфальтобетонной смеси».Обращать особое внимание на уральские климатические особенности призывают и ведущие специалисты в дорожном хозяйстве. «В уральской климатической зоне проводить дорожные работы зимой неприемлемо, - считает Александр Мамонтов, заслуженный дорожник РФ. - Существующие строительные нормы, которые действовали в советское время, а сейчас считаются рекомендованными, не позволяют работать с горячим асфальтобетоном при среднесуточных температурах не ниже +10°С. Укладка асфальтобетонной смеси на холодное покрытие приведёт к её быстрому остыванию, и раскатать асфальт до требуемой плотности будет невозможно. Значит, в дорожном покрытии останутся поры, где будет скапливаться дождевая вода. И при первых же заморозках вода начнёт расширяться и разрушать дорогу изнутри».
«Сейчас со стороны администрации Челябинска заметна более активная работа по побуждению дорожных подрядчиков исправлять недочеты, - рассказывает Олег Гудимов, активист челябинского отделения Общероссийского народного фронта. - Раньше все наши усилия уходили почти в пустоту, было много отписок. Например, долго и упорно мы бились, чтобы на отремонтированных дорогах поднимали колодцы, было много других претензий по качеству, которые все никак не могли исправить. Сейчас система работает более четко».
Власть со своей стороны берет на карандаш и предложения общественников по улучшению дорожной ситуации на улицах городов. «Дорожные объекты, которые представлены ОНФ в администрацию города, мы планируем включать в план ремонта на 2020-2021 годы, - говорит Наталья Котова, врип главы города Челябинска. - В основном, это те дороги, которые ведут к социальным и медицинским учреждениям».
Многомиллиардный рывок
Отметим, что сейчас в развитие дорожной сети Челябинской области стали вкладываться многомиллиардные инвестиции. Только в этом году в регионе планируется ввести в строй более 53 километров дорог общего пользования, отремонтировать более 66 километров дорог регионального значения.
«Органами власти проведена большая работа по подготовке региональной составляющей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», - комментирует Юрий Карликанов, первый заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области. - Общая стоимость работ проводимых в 2019 году на автомобильных дорогах в рамках нацпроекта составляет около 3,6 млрд рублей. Так, в области за текущий год приведут в нормативное состояние участки на 25 региональных и межмуниципальных автодорогах. В Челябинске в рамках проекта будут приведены в нормативное состояние 42 объекта, в Магнитогорске — 11 объектов. Задачи перед регионом стоят амбициозные. Если сейчас процент соответствия нормативному состоянию дорожной сети в Челябинске и Магнитогорске составляет чуть более 50 %, то к концу 2024 года доля дорог соответствующая нормативным требованиям в Челябинской и Магнитогорской агломерациях должна составить 85%.
Целью национального проекта является, в первую очередь, качество дорог и, соответственно, их безопасность. Речь идет не только о качестве самого дорожного покрытия, значение имеют результаты всех проводимых работ. Необходимо обеспечить должный контроль за эффективным расходованием средств, выделенных на дорожный ремонт. За выполнением нормативных показателей дорожных работ следят депутаты Законодательного Собрания фракции «Единая Россия» на территории своих избирательных округов».
При этом мы наблюдаем, что в вопросы управления дорогами (не только в их строительство и ремонты) начинают активно привлекать науку. Так, например, известно, что состояние дорог во многом зависит от степени ее загруженности. Челябинские ученые в настоящий момент работают над системой мониторинга, которая позволит определять «транспортное давление» на отдельные участки дорог.
«Мы предложили и внедрили новую систему оценки транспортных потоков, которая основана на последних достижениях в задачах обнаружения и отслеживания транспортных средств, - Владимир Шепелёв, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Политехнического института ЮУрГУ. - В отличие от существующих аналогов, наша система распознает и анализирует в реальном времени направление движения транспортных средств с максимальной относительной погрешностью менее 10%. Использование нейронной сети позволяет генерировать до 400-х параметров дорожного трафика в реальном времени на каждом перекрестке. Разработанная учеными уникальная система мониторинга AIMS осуществляет сбор, интерпретацию и передачу данных об интенсивности дорожного трафика, классифицирует 10 категорий транспорта, измеряет скорость, уровень текущей загрузки каждого направления перекрестка, определяет дальнейшее направление движения транспортных средств».
Максимальные данные об южноуральских дорогах, собранные этим и иными способами, в будущем позволят не только грамотно разгружать отдельные «горячие» точки, но и более четко планировать необходимые ремонтные работы, что наши дороги служили более долго.
Отметим, что дорожное хозяйство Челябинской области немалое. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области на начало 2018 года, когда стартовал дорожный нацпроект, составляло 8706 км. К его плановому финишу финансовое обеспечение реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (с 2018 по 2024 годы) составит в Челябинской области 20104,8364 млн рублей.
Это должно позволить не только снять остроту дорожной проблематики в регионе, но и дать стимул развития для многих секторов экономики.
Фото Дмитрия Куткина