Где Текслер может создавать новые рабочие места для южноуральцев

08.04.2019 13:01 Автор: Андрей Минченко, председатель комитета по экологии и ресурсосбережению ЮУТПП, эксперт в области инвестиций Где Текслер может создавать новые рабочие места для южноуральцев

На прошедшей неделе ВРИО губернатора Челябинской области Алексей Текслер провел развёрнутую пресс-конференцию, на которой обозначил свое видение ситуации, включая акценты, определяющие экономическое развитие региона – самой амбициозной для каждого губернатора цели.

«Отрадно, что главным приоритетом инвестиционной политики Алексей Леонидович назвал новые рабочие места достойного уровня. Заявление редкое для глав регионов, поскольку создавать рабочие места очень сложно, а общественность, вроде бы, этого и не требует. Однако именно новые рабочие места являются главным условием улучшения благосостояния населения, роста заработных плат и гарантий трудоустройства.

Нужно ли нам тракторное производство?

В числе перспективных, Алексей Текслер отметил два направления создания рабочих мест, которые,

начиная с 2010 года, фактически отсутствуют в экономической политике нашей региональной власти – это машиностроение на базе ЧТЗ-УРАЛТРАК и развитие туризма.

Напомню, что губернатор Пётр Сумин активно боролся за сохранение ЧТЗ, и во многом благодаря его заслугам это предприятие существует сегодня. Он также построил музей-заповедник Аркаим, областной краеведческий музей, поддержал развитие горнолыжного курорта «Солнечная Долина».

Но со сменой правительства области эти приоритеты оказались утрачены. Появятся ли они снова?

Политики высокого ранга нередко делают оптимистичные заявления, реализация которых впоследствии заменяется туманными отговорками.

Какие именно задачи должны быть поставлены перед правительством региона, чтобы сказанное не оказалось пустыми словами?

чтз.jpg

Развитие ЧТЗ имеет очень серьезный экономический потенциал. По данным Росстата за 2017 год российский импорт строительных машин в штучном исчислении в несколько раз превосходит их производство в России, в частности по бульдозерам – в 2,2 раза. Соответствующее увеличение объемов производства создаст многие тысячи новых рабочих мест. Главная задача сегодня – обеспечить приоритетность закупа отечественной техники над импортной, при условии приемлемого качества первой.

ЧТЗ-УРАЛТРАК входит в госкорпорацию «Ростех», а основные потребители – крупнейшие компании в сфере добычи полезных ископаемых и строительства. Иными словами, ключевые субъекты данного рынка в высокой степени подконтрольны государству, а стало быть данная задача решается путём дипломатических усилий на федеральном уровне. То, что она может быть решена, мы знаем на примере Sukhoi Superjet. Одним из сценариев решения может стать выделение ряда производственных компетенций в частную компанию, как это произошло, например, с производством Усть-Катавских трамваев в Твери. Важно, однако, чтобы новые производства тракторов создавались именно в Челябинске, а не переезжали в другие регионы.

Так или иначе, но в задаче по ЧТЗ многое определяется достижением договорённостей на федеральном уровне. И в составе областного правительства это под силу только самому Алексею Текслеру.


Сможет ли нам помочь туризм?

Задачи по развитию въездного туризма, напротив, придется решать преимущественно внутри Челябинской области, и они потребуют многих усилий от команды регионального правительства.

Привлечь туристов из других регионов и стран очень непросто – нужно построить отели международного уровня, обустроить достопримечательности, создать новые зрелищные дестинации. Сегодня мы критически отстаем именно в части инфраструктуры гостеприимства. И чтобы наверстать это отставание, существует единственный административный алгоритм, с некоторой адаптацией применяемый во всем мире. Предстоит сделать следующее:

1) Определить приоритетные туристские дестинации (в нашем случае это Аркаим и «Страна городов», Тургояк, Уреньга, Иткуль, пещерные комплексы, Айские притёсы, р.Юрюзань, Аршинский заказник и т.д.), провести инвентаризацию земель и инженерии вокруг них.

2) Выделить земли под развитие инфраструктуры туризма, изменить их категорию и разрешенное использование, урегулировать проблемы лесопользования и режимов особой охраны природных территорий.

3) Разработать планировочные решения, проекты инженерных коммуникаций. Определить высокие требования к уровню качества создаваемых объектов гостеприимства.

4) Упаковать инвестпроекты, найти инвесторов, организовать федеральное софинансирование. Минэкономразвития РФ сегодня активно поддерживает такие инициативы.

Аркаим.jpg

Дополнительно необходимо проработать с Росатомом и Роскосмосом возможность создания в нашем регионе общедоступного музея атомного проекта и ракетной техники – новой масштабной достопримечательности, уникальной для всей страны. Одним из сценариев может стать создание филиала областного исторического музея, с выделением помещений и средств на оформление экспозиции.

Кроме того, археологические памятники Аркаима, Синташты и «Страны городов» являют собой уникальные и выдающиеся страницы истории Древнего Мира, включающие самые ранние колесницы на нашей планете, передовую металлургию, комплексную планировку поселений с развитым инженерным обеспечением, ткачество, эстетику ремесленных изделий, уникальные погребальные обряды, отсутствие социального расслоения и многое другое. Миграция потомков населения «Страны городов» очень обширна, её признаки отмечены на территориях Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Греции (Микенская цивилизация), Пакистана, Индии. Всё это, несомненно, заслуживает внимания гостей нашего региона. Однако за 4000 лет остатки поселений «Страны городов» утратили всякую зрелищность, и для привлечения туристов необходимо построить их полномасштабные реконструкции.

Большинство задач по развитию туризма могут быть решены на уровне региона, причем преимущественно за счет частных инвестиций. Потребность в бюджетных финансах здесь на порядок ниже наших дорожных фондов. Однако все эти задачи очень трудоемки и неудобны для чиновников, требуют решения многих спорных вопросов.

Так как же отличить риторический популизм от реальных намерений власти? Критерий только один – первые шаги в предвыборный период, фактические действия правительства региона по выполнению вышеуказанных задач. Если в ближайшие месяцы слова так и останутся словами, поводов для оптимизма относительно перспектив экономического развития Челябинской области станет существенно меньше.

Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск"), с сайта ЧТЗ, Андрея Зубанова


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск