Челябинские эксперты: «Агломерации возникают естественным путем»

23.10.2017 09:29 Автор: Наталья Окорокова Челябинские эксперты: «Агломерации возникают естественным путем»

По мнению челябинских экспертов, городские агломерации возникают естественным путем на основе объективно складывающихся экономических и социальных связей.

Создание подобных объединений административными усилиями «сверху» также не исключено, но в таких случаях концепция должна быть максимально проработанной. Об этом шла речь на очередном заседании «Сигарного клуба» в «Арома де Куба» с участием ученых, журналистов, чиновников, представителей общественности и депутатов, которое было посвящено актуальной теме создания и развития городских агломераций.

Как отметил архитектор, преподаватель ЮУрГУ Василий Большаков, необходимо различать такие понятия, как агломерация, контурбация и конгломерация. В каждом случае речь идет об объединении населенных пунктов, но по разным принципам. Агломерация – агрессивное присоединение центром прилегающих территорий, с использованием их трудовых и социальных ресурсов. Контурбация – равнозначное объединение городов. В частности, именно это подразумевается в проекте «Горный Урал», куда входят Миасс и Златоуст. В случае предполагаемого объединения Челябинска и Екатеринбурга речь идет о конгломерации, когда города только условно вместе.

- Надо думать, в каком формате это «вместе» и зачем. Два крупных города могут стать единым целым, но между нами находится Восточно-уральский радиационный след, пустынная территория, которая не дает в данном направлении развиваться, - поясняет ученый.

Участник разработки концепции агломерации «Горный Урал» Анастасия Кузьминова согласилась, что речь идет о конурбации. «Почему это называется агломерацией? Агломерация – бренд, который используется на федеральном уровне, иначе бы это не привлекло внимания», - поясняет эксперт. Изначально предполагалось, что в агломерацию войдут семь муниципальных образований. Но оказалось, что реальное экономическое взаимодействие связывает только Златоуст и Миасс. «Горный Урал» - территория маленьких городов, если их объединить собственными взглядами друг на друга и извне, это открывает новые возможности по привлечению ресурсов», - убеждена Анастасия Кузьминова.

Депутат совета Курчатовского района Дмитрий Довбня отметил, что слияние Челябинска и Екатеринбурга больше похоже на американские мегаполисы. Это объединение крупных городов, между которыми есть большие расстояния. В таких случаях урбанистические территории включают сельскохозяйственные. Аграрные районы входят в их структуру, уровень жизни там доведен до городского, жители пользуются всеми благами.

- Все более – менее успешные агломерации формировались естественным путем длительное время. Челябинск и Копейск объединились сами. Может быть целесообразно включить в границы города какие-то поселки, чтобы получить серьезный областной центр на уровне крупнейших городов. В его черте окажется 9-12 озер в черте, что может быть одним из элементов бренда. Что касается «Горного Урала», хозяйственные связи там не настолько тесные. Создавать агломерацию искусственно имеет смысл, если есть административные задачи – выбить допфинансировани из федерального бюджета, - убежден экономист Сергей Колобов.

К объединению Челябинска и Екатеринбурга ученый относится скептически. Он подверг критике аргументы некоторых депутатов в пользу подобной конгломерации: челябинцы смогут работать в Екатеринбурге, пользоваться аэропортом Кольцово и покупать товары в «Икее».

- Вместо развития своей территории мы хотим пользоваться соседним миллионником. Транспортные связи между городами должны быть лучше, вопросов нет, но это не означает контурбацию. Как экономист я не вижу в этом необходимости. Важнее обеспечить более качественную транспортную инфраструктуру между основными городам нашей области, чем между Челябинском и Екатеринбургом, - убежден ученый.

Советник председателя Общественной палаты Челябинской области, экономист Андрей Минченко также подчеркнул, что агломерации возникают только естественным путем. И главным фактором, который определяет их развитие, считает хорошую транспортную доступность.

- Мы можем создать условия для развития агломерации: легкая транспортная доступность и понимание, как распределяются земельные участки вокруг этих артерий. Что определяет перспективы территорий? Молодежи надо, чтобы город был большой, с яркими огнями и красками. Чем больше будет агломерация на Урале, тем меньше молодых будут уезжать в Москву или Санкт-Петербург, - считает эксперт.

По мнению политолога Андрея Лаврова, рассуждения о пользе агломераций звучат хорошо, но нереалистично. Они не учитывают российские условия, где подход совершенно иной, чем в других странах. «Политологически мировой тренд на агломерацию накладывается на извечное российское стремление к укрупнению управленческих единиц и отсутствие системы местного самоуправления. Стремление к упрощению управлением естественными процессами следуют из простой вещи – каждый начальник хочет управлять 5-7 людьми, которыми доверяет лично. Аргумент, что таким образом мы будем меньше тратить на чиновников, не состоятелен – число их будет только расти. Мы не только зачатки местного самоуправления убьем, но даже возможность его появления, а от этого зависит человеческий капитал и его качество», - убежден Андрей Лавров.

– Миасс и Златоуст имеет высочайшие шансы стать пилотной агломерацией в Российской Федерации. Этот проект точно вошел в ТОП-3 наиболее проработанных. Это не только вопрос повышения качества управления, но и использования средств. Объединение Челябинска и Екатеринбурга – вопрос времени. Куда именно потекут рабочие ресурсы - спорно. Часто приводится аргумент, что люди из Челябинска рванут работать в Екатеринбург. Но работодатели не дураки: при расширении трудовых ресурсов они снизят зарплаты. Когда проект агломерации представляли на выставке ИННОПРОМ, эксперты пришли к выводу, что более высокую экономическую эффективность получит Челябинск, - сказал пресс-секретарь губернатора Челябинской области Дмитрий Федечкин.

По мнению депутата челябинской городской Думы Дмитрия Довженко, в Челябинской области на сегодняшний день есть только одна исторически сложившаяся агломерация между областным центром и Копейском. Ее нужно улучшать и развивать.

- Главная проблема – транспорт, как для всей области. Если создавать «Горный Урал» и не доводить транспорт до центра, там не будет работать ничего. Агломерации нужно рассматривать только с точки зрения экономики. Если создается дополнительный рынок - объединение необходимо. Если нет, то и не нужно. Что касается объединения Челябинска и Екатеринбурга, то на федеральном говорят об иной агломерации – «Большой Урал», в которую войдут Пермь, Екатеринбург и Челябинск. Это создаст новый рынок, где продукция активно будет потребляться. То, что искусственно созданная агломерация станет экономическим чудом - в этом я сомневаюсь, - отметил  Дмитрий Довженко.



Яндекс.Метрика
© 2006-2020 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск