Автор: Елена ИВАНОВА

Конкуренция по-южноуральски

Новый закон о рекламе и свободной конкуренции вступил в силу еще летом прошлого года, но в глубинке до сих пор работают по старинке. Нарушений в исполнении закона не счесть. Антимонопольная служба схватилась за голову. Как контролировать рынок рекламы и что делать с нарушителями законодательства, обсуждали на общественном совете при комитете по промышленной политике Законодательного собрания Челябинской области.

Реклама – кладезь для чиновников

Основной проблемой остаются нарушения закона о рекламе в городах и селах области, где антимонопольная служба, призванная контролировать исполнение закона, не имеет своих филиалов и представительств. Масла в огонь подливают и местные власти, сами сплошь и рядом преступающие закон о свободной конкуренции.

По словам руководителя управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области Анны Козловой, самое распространенное нарушение в муниципалитетах – это совмещение административных функций с функциями хозяйствующих субъектов.

К примеру, местные управления имуществом нередко оказывают различные платные услуги населению. А во многих городах области выдачей разрешений на размещение наружной рекламы занимаются муниципальные предприятия, которые сами оказывают рекламные услуги.

Довольно часто местные власти превышают свои полномочия. Так, в одном из муниципалитетов решили, что закон, обязывающий рекламщиков платить государственную пошлину при получении разрешения на размещение рекламы в 1,5 тыс. рублей один раз в пять лет, – слишком мягкий. И обязали местных предпринимателей платить эту сумму каждый раз, когда те меняли рекламный щит.

В другом районе рекламные фирмы обязали страховать установленные ими щиты. Причем в определенной муниципалитетом страховой компании. В оправдание чиновники заявили, что заботились таким образом о жителях: вдруг щит упадет и придавит кого-нибудь. А тут мы – такие хорошие – страховку выплатим пострадавшим.

Бизнес-любимцам – зеленый свет

Еще одно излюбленное занятие властей на местах – это препятствование деятельности отдельных предпринимателей. Грубо говоря, в маленьких городах и селах все бизнесмены делятся на любимчиков и изгоев, последним чиновники ставят палки в колеса, а пользующихся привилегиями всячески обхаживают. Все подобные действия остаются безнаказанными, поскольку контроль соблюдения свободной конкуренции возлагается на самих чиновников.

Анна Козлова сообщила, что в скором будущем антимонопольная служба планирует провести комплексные проверки деятельности местных властей. В антимонопольной службе уверены, что рейды принесут свои плоды. О систематических нарушениях законодательства о рекламе и свободной конкуренции на местах свидетельствует еще и тот факт, что за девять месяцев действия закона в антимонопольную службу не поступило ни одного ходатайства от муниципалитетов о предоставлении предпринимателям государственной помощи.

Напомним, согласно новому закону, все льготы и привилегии квалифицируются теперь как государственная помощь, предоставление которой муниципалитетами должно в обязательном порядке согласовываться с антимонопольной структурой и выделяться только в строго определенных случаях. Между тем бюджетные средства в глубинке продолжают утекать в карманы придворных бизнесменов, а покуда это происходит, о развитии малого бизнеса и свободной конкуренции в области речи не может быть.

Мой щит – моя крепость

С чиновников, плевать хотевших на закон, берут пример и рекламщики. Как признаются в антимонопольной службе, эффективным контроль рекламы можно считать только в Челябинске. В других городах и селениях действия рекламщиков никак не контролируются.

Так, жители одного из домов по улице Ленина в Еткуле несколько лет страдали от беспредела рекламщиков при полном попустительстве местных властей. На доме был установлен рекламный щит размером три на шесть метров. Каждый год его меняли на новый – еще более крупный, чем прежде. Каждый раз в стенах дома перфоратором сверлили новые дыры, портя ремонты в квартирах. А в ветреную погоду щит ударял по стене. В местной администрации, куда жильцы пожаловались, сказали, что разрешения на размещение на доме щита они не давали, мол, разбирайтесь с рекламной фирмой сами. Только после вмешательства челябинских антимонопольщиков администрация выписала предписание о демонтаже рекламы с дома.

Нет у антимонопольной службы своего филиала и в Магнитогорске. Между тем именно оттуда больше всего поступает жалоб на нарушение рекламного законодательства.

Местные телеканалы грешат тем, что выходят с объявлениями за рамки отведенного на рекламу времени. Горожане возмущаются, что приходится смотреть передачи и фильмы чуть ли не с середины и догадываться, о чем идет речь. Еще более грубое нарушение, зафиксированное на одном из телеканалов города металлургов, касалось рекламы алкоголя с участием в ролике детей. А в стенах новой ледовой арены «Металлург» разместили рекламу водки «Пять озер», что по новому законодательству на спортивных объектах делать строго запрещено.

Дитям – табак, бабкам – БАД

С введением ограничения на рекламу алкоголя производители и продавцы «зеленого змия», похоже, вообще не сильно расстроились. Как сообщила начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции областного управления Федеральной антимонопольной службы Людмила Галичина, все тот же производитель «Пять озер», но уже на привокзальной площади Коркино, развернул широкую рекламную кампанию благотворительного фонда с одноименным названием.

Людмила Галичина напомнила, что новый закон запрещает любую рекламу алкоголя, и в том числе использование названий товарных знаков, производителей и продавцов спиртных напитков. Но вряд ли производители и продавцы алкоголя этого не знают. Просто как обычно надеются на традиционный русский авось.

Сотрудники антимонопольной службы пресекли нарушения в рекламном законодательстве двух известных в Челябинске магазинов, торгующих алкоголем, – «Пятый океан» и «Красное и Белое». Но сколько таких нарушений осталось за кадром – остается только догадываться.

Все те же претензии антимонопольщиков касаются и рекламы табака. Производители сигарет так и норовят устроить промо-акции рядом с вузами. Ведь не секрет, что именно молодежь сегодня является основным потребителем табака. Не обращают внимание и на запрет рекламы в общественных местах. К примеру, совсем недавно к ответственности было привлечено руководство одного из кинотеатров Челябинска, где прямо во время сеанса зрителям раздавали сигареты.

Показательным, по мнению Людмилы Галичиной, был и недавний процесс над одним предпринимателем, торговавшим биологически активными добавками. Рекламировался БАД как панацея от нарко- и алкогольной зависимости, а также суперсредство для похудания. В зале суда собрались сотни обманутых покупателей, среди которых были люди с очень серьезными заболеваниями. В итоге предприниматель отделался небольшим штрафом.

Все эти примеры – лишь капля в море нарушений рекламного законодательства. В областном управлении Федеральной антимонопольной службы пока не строят радужных надежд. По мнению специалистов, помочь в наведении порядка могли бы местные чиновники, если бы сами прекратили нарушать законы. И жители области – своим бдением. Собственно, благодаря им все последние факты и стали известны контролерам.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/