Кто в ответе за пропавшие со счета деньги?

02.05.2012 12:00 Автор: Александра ГОЛОВИНА

С 1 сентября 2012 года банки будут обязаны компенсировать своим клиентам пропавшие со счетов денежные средства, если не сумеют доказать, что несанкционированная операция произошла по вине самого клиента. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс России должны вступить в силу в этом году. Однако существуют сомнения: не породит ли это волну мошенничества со стороны держателей карт?

- С одной стороны, желание законодательно защитить держателей карт достойно уважения, но с другой, сложившаяся практика, в том числе и судебная, позволяет не стимулировать мошенников, - комментирует Юрий Божор, начальник управления пластиковых карт банка «Открытие». - Если суды начнут массово удовлетворять иски банковских клиентов, поднимется волна мошенничества со стороны держателей карт. Необходим баланс соблюдения интересов граждан и банков. Для его достижения нужно провести экспертную работу, в частности, определить, какой должна быть достаточная доказательная база для удовлетворения требований клиентов в суде. Если у банков возрастут расходы по возмещениям, это будет означать, что они должны будут увеличивать маржу, чтобы компенсировать расходы, что опять же отразится на потребителях. Безусловно, целесообразно законодательно стимулировать банки для повышения безопасности карточных транзакций, равно как и облегчать жертвам мошенников процесс обращения за защитой в правоохранительные органы.

Проект поправок в Гражданский кодекс обязывает кредитные организации компенсировать ущерб клиенту, со счета которого были незаконно сняты деньги. Получается, даже если был введен правильный пин-код, но клиент не согласен с транзакцией, ему не придется доказывать, что он стал жертвой мошенников.

- Сейчас совершать покупки посредством банковской карты вполне безопасно, если соблюдать правила использования карты и быть внимательным. Однако большинство держателей не полностью следуют тем правилам, которые им дает банк, - объясняет Юрий Божор. - Непринципиально, за какую покупку рассчитался владелец карты: уплатил за машину, за буханку хлеба или снял 100 рублей в банкомате. Если мошенники скопировали магнитную полосу карты и узнали ПИН код (или украли данные карты при платежах через интернет), они постараются поскорее снять с нее все средства. В любом случае, если вы обнаружите неправомерное списание, первым делом следует обратиться в банк. Чем раньше вы это сделаете - тем больше шансов вернуть ваши деньги. Банк всегда прикладывает все необходимые усилия для возврата средств. Другое дело, что не всегда удается вернуть украденные деньги. И тогда вступают в действие положения договора между банком и клиентом, судебная практика. В нормальной претензионной работе приличных банков исследуются обстоятельства проведения спорных операций, проводится анализ истории операций по карте, устанавливается факт причастности клиента к проведению спорной операции. По результатам проведенной работы банк принимает решение о возврате средств.

Яндекс.Метрика
© 2006-2020 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск