Автостоянки вернутся криминалу?

30.07.2008 Автор: Сергей НИКОЛАЕВ Автостоянки вернутся криминалу?

Челябинцы хорошо помнят, как в 90-е годы автостоянки практически полностью стали вотчиной преступных группировок. Лишь десять процентов этого бизнеса находилось в ведении чудом уцелевших добросовестных предпринимателей. Пару лет назад усилиями челябинских властей началась легализация автостоянок и парковок, однако сегодня ситуация грозит вернуться к отправной точке: разборкам, поножовщине и поджогам автомобилей законопослушных горожан.

Мафия бессмертна?

В 2005 году в Челябинске действовало 365 автостоянок. Владельцы подавляющего большинства искренне считали стоянки своими, а потому ни о каких платежах в казну не беспокоились на протяжении пяти-шести лет. На криминальных деньгах набирали силу преступные группировки. Несанкционированные парковки начали превращаться в точки скупки краденого и торговли наркотиками. На вопиющем по своей циничности фоне говорить, что за это время городской бюджет недополучил сотни миллионов рублей, как-то не с руки.

С 2003 года, с ростом числа автомобилей в Челябинске, бурное развитие получило еще одно ответвление нелегального бизнеса – несанкционированные парковки во дворах, которые по сей день мешают жить мирным горожанам. По информации работников спецслужб, львиная их доля контролируется криминальной группой Халиулина (Максим Резнов, Александр Новых), родственника расстрелянного несколько лет назад торговца наркотиками Александра Халиулина. Для работы на таких парковках привлекаются подростки из специально созданных при школах спортклубах и молодые люди, вышедшие из мест лишения свободы. Из них же сформированы оперативные группы на случай разборок.

Спецслужбы прекрасно знают, что несанкционированными стоянками во дворах северо-запада ведает некий Александр Новых, замеченный в употреблении и сбыте наркотиков и незаконном хранении оружия. 20 процентов нелегального дворового рынка контролирует ЧОП «Уралсвязьинформ - безопасность» во главе с Александром Шкуропатским, несмотря на то, что предприятие давно лишено лицензии за противоправные действия. Еще один участник рынка – Александр Оборовский, бывший прапорщик ГУИН, заправляющий десятью процентами нелегальных автостоянок.

Разумеется, весь этот так называемый бизнес держится на связях владельцев с правоохранительными структурами – родственных или иных. Выходит, что преступные интересы криминала защищены, а мирного автовладельца – нисколько. Недавний пример: челябинец оставлял машину под окнами своей квартиры, не желая при этом обогащать нелегальных стоянщиков. Те попытались снять с автомобиля колеса, но были задержаны вовремя вызванной милицией. Однако в конечном итоге поплатился автовладелец, которому через некоторое время в отместку нанесли ранения из травматического оружия. Другой случай, произошедший не так давно в Ленинском районе на стоянке по улице Барбюса, закончился еще более трагично. В результате криминальных разборок погиб человек.

Цивилизованные парковки

В этих условиях в Челябинске стали предприниматься попытки легализации стоянок и парковок. Перед властями стояла задача вывести автомобили с территорий дворов, декриминализировать рынок, поднять уровень оказания услуг гражданам на должный уровень и повысить доходную часть городского бюджета.

Сначала работу по созданию легальных парковок поручили районным администрациям. Экспериментальные объекты были запущены в первую очередь в Тракторозаводском и Курчатовском районах. Разумеется, криминалу это сильно не понравилось: приходилось либо обращаться к помощи своих людей в правоохранительных органах – а это расходы, либо действовать проверенными методами, то есть угрожать расправой районному руководству.

Чтобы оградить чиновников на местах от подобной агрессии, в 2006 году Челябинская городская Дума приняла решение «Об утверждении временного положения о платных парковках в городе Челябинске», а в 2007-м утвердила порядок заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок в Челябинске. Предварительно при городской думе была создана рабочая группа, которая совместно с УВД разработала механизм привлечения к ответственности за организацию несанкционированных стоянок, предложения по совершенствованию нормативной базы, выпустила брошюру по этим вопросам для горожан.

Так стали возникать официальные парковки. На сегодняшний день на них трудоустроено более 800 человек. Все парковки заключили договоры со страховыми компаниями на случай причинения вреда автомобилю клиента на территории парковки. ООО МУП «Парковка» позаботилось о том, чтобы оборудовать свои объекты кнопками охранной сигнализации. Новшество уже оправдало себя: например, зимой 2007 года на парковке по улице Октябрьской были задержаны преступники, которые, угрожая сотрудникам пистолетом, пытались учинить грабеж автомобилей.

Кстати, безопасность ближайшей к парковке территории таким образом обеспечена тоже, и жители это отмечают. Как и благоустройство дворов, в которое парковщики вкладывают собственные средства: детские и спортивные площадки, скамейки, зеленые насаждения. За два года благоустроены десятки дворов, в благоустройство территорий вложено порядка 100 миллионов рублей. Еще столько же поступило в бюджет города по договорам. На эти деньги можно профинансировать четыре программы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения или отремонтировать кровли в ста детских садах и школах.

Стоянка и парковка: почувствуйте разницу

Разумеется, криминальные структуры на этом не успокоились. Пока принципиальная позиция УВД не позволяет им оказывать давление на легальные парковки. Однако начавшийся было процесс стабилизации наткнулся на неожиданное препятствие.

Областная прокуратура вынесла протесты на решения челябинской городской думы – те самые, которые наконец смогли повернуть положение с автопарковками в цивилизованное русло. По мысли прокуратуры, понятие «автостоянки» в документах было подменено термином «парковки», благодаря этому организация автостоянок в городе осуществлялась в упрощенной форме.

Между тем отличие автостоянок от парковок есть, и депутаты его прекрасно понимают. Стоянки – временное сооружение, работающее круглосуточно на платной основе. Парковки – тоже временное сооружение, однако располагается вдоль дорог на землях общего пользования, где днем любой горожанин может оставлять свой автомобиль абсолютно бесплатно. Что касается упрощенной формы, то именно благодаря ей за короткий период удалось освободить дворы от 30 тысяч автомобилей. Для России это уникальный пример.

Реальная прибыль парковки составляет от 10 до 30 процентов в год, в зависимости от количества мест. Это средний показатель по сфере малого и среднего бизнеса, развитие которого, кстати, президент РФ внес в число приоритетных задач.

Проблема в том, что прокурорский протест не решает по существу вопроса, который сегодня стоит в Челябинске остро, как и в других мегаполисах. Растущее день ото дня количество авто требует места, и места санкционированного, защищенного и общедоступного. Пока же в челябинских дворах процветают незаконные автостоянки. Не лучше ли начать бороться с ними?

На сегодняшний день нет ни одного примера, чтобы прокурорская проверка выявила серьезные нарушения со стороны легальной парковки. Однако, если же легальные парковки будут ликвидированы как класс, их место вновь займут субъекты криминального бизнеса. Автовладельцам придется распрощаться с чувством уверенности в безопасности своих машин, а прочим жителям – с надеждой обрести спокойствие в собственных дворах. Сегодня депутаты городской думы надеются, что прокуратура все же сделает выбор в пользу порядка и безопасности.

Комментарий

Игорь Воловой, заместитель председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Челябинска:

- Часть существующих автостоянок создавалась очень давно, и с тех пор порядок их оформления несколько раз менялся. До сих пор за эти стоянки по договорам ничего не платят, и в суде такие дела решаются годами. Неподконтрольных стоянок очень много – я уж не говорю о несанкционированных, которые располагаются во дворах. Неплатежи в городской бюджет исчисляются не одним миллионом рублей, и даже не десятью, а сотнями.

Депутаты городской думы создали комиссию, которая будет теперь работать на постоянной основе (во главе с Александром Вышегородцевым и Владимиром Бодровым). Ее цель – во-первых, борьба с несанкционированными стоянками, во-вторых, легализация парковочной деятельности в городе. Городская дума приняла решение «Об утверждении временного положения о платных парковках в городе Челябинске». Оно будет действовать до тех пор, пока на федеральном уровне не появится соответствующий закон. Сейчас законодательство никак не предусматривает аренду земель общего пользования, и в этом главная проблема.

Городские парковки, которые организуются согласно решению челябинской думы в створах дорог, работают платно лишь в ночное время – с восьми часов вечера до восьми утра. Главная их задача – вывести автомобили с территорий дворов. Разумеется, как в любом новом деле, здесь возникает ряд проблем. Это отдельные нарушения санитарных норм, стоянщики иной раз ставят машины на газоны и тротуары, жители жалуются на шум. С началом работы депутатской комиссии таких жалоб стало меньше. Был подготовлен список стоянок, которые будут оставлены в реестре. Всего их содержалось там 370, 65 комиссия из реестра исключила как не соответствующие нормам. Предложения были направлены комиссией в КУИЗО, и мы их реализовали.

Плюсом можно считать то, что сейчас вопросом автостоянок и парковок занимается не отдельное лицо или орган власти, а целая комиссия, куда входят представители ГАИ, управлений архитектуры районов, депутаты. И прокуратуру, кстати, тоже регулярно приглашают на заседания. Ведь проблема так или иначе нуждается в решении: число автомобилей в городе увеличивается, несанкционированные стоянки растут как грибы, и городские власти должны что-то предпринимать и отвечать вызовам криминала для защиты своих граждан.

На фото: примеры благоустройства территории рядом с объектами ООО МУП "Парковка"


Яндекс.Метрика
© 2006-2020 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск