Картофель с меткой

20.03.2008 Автор: Елена ИЛЬИНА

Понятия «экологически чистый продукт» как такового не существует. Поскольку все, что попадает к нам на стол, по идее, должно соответствовать массе установленных норм и правил. Но «все ли йогурты одинаково полезны», даже если лабораторные анализы не выявляют никакой опасности?

Эксперты поверят на слово...

Как гласят правила, любой продукт, будь он отечественного или заморского происхождения, должен пройти целый ряд лабораторных исследований. Вдаваться в подробности не будем, отметим лишь, что обязанность производителя – указать все нюансы состава своей продукции на упаковке. Иные, правда, лукавят и не торопятся информировать потребителя в полном объеме.

Простой пример – генно-модифицированные ингредиенты. Первый инцидент возник в столице: хотели продукты с таковыми запретить к продаже вовсе. Торговцы иностранным товаром взбунтовались: более 67 процентов мяса крупного рогатого скота, вскормленного генно-модифицированной кукурузой, поступает к нам из-за рубежа. Тогда решили на «чистых» продуктах ставить зеленый значок «Не содержит ГМИ». Причем получить право на такой знак несложно. Но нет, опять не годится. Союз промышленников и предпринимателей остановился на обратном варианте: красный значок «Содержит ГМИ» должен свидетельствовать о наличии модифицированных ингредиентов. Вы такой где-нибудь видели?

Зато можно увидеть другое, «положительное», вроде «Не содержит консервантов». А вот нанесения маркировки «Экологически чистый продукт» госстандарты не допускают без специального на то сертификата. Получить его – дело долгое, но, в общем, не такое уж сложное.

Ближайший центр экосертификации находится в Екатеринбурге. Правда, своей лаборатории там нет, поэтому выводы о том, насколько предложенный на экспертизу продукт экологически чист, делаются на основе данных, представленных самим производителем, заключениях Роспотребнадзора и еще ряда служб.

Как признают сами производители, маркировка «Экологически чистый продукт» на упаковке товара нужна им в первую очередь для повышения его конкурентоспособности. Некоторые мыслят глобальнее, напоминая о необходимости доверия покупателя к товару и воспитании экологической культуры потребления. Это должно означать, что потребитель сам в ответе за то, что он покупает для себя и своих детей, а стало быть, выбирать ему следует не по цене, а по качеству.

...а покупатель проверит на себе

Между тем, сотрудники сетевых компаний признаются, что при закупках для своих супермаркетов руководствуются в первую очередь таким показателем, как востребованность товара у населения. А если учесть, что население у нас в массе своей небогато, то и товар предпочитает все-таки дешевый, мало задумываясь об экологии. То бишь привозной брикетированный вместо свежайшей продукции местного производителя.

При этом, уверяют надзорные службы, контроль качества одинаков для тех и других. Существует перечень вредных веществ – вот по их наличию или отсутствию о качестве и судят. Правда, с зарубежным товаром выходит небольшая невнятица: его достоинства подтверждаются «видимо, своими какими-то документами». Какими, на нашем местном уровне мало кому известно.

Но даже свой производитель-земляк – он тоже разный. Согласно правилам, на предприятиях делают заключения по состоянию тех условий, в которых производится продукт: воде, почве, радиофону. Вот только как оцениваются показатели?

Для нашей местности вопрос с радиофоном особенно больной. Если, например, сельхозпредприятие имеет необходимую лицензию, а его продукция соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, то ее можно вполне легально поставлять на рынок, даже если оно находится в зоне радиактивного следа.

Но что из этого может получиться, «Полит74» уже сообщало 19 марта. Экологи-общественники тоже не в восторге.

- Играть с санитарными нормами в отношении чистоты и безвредности продуктов недопустимо, - считает председатель «Движения за ядерную безопасность» Наталия Миронова. - Безвреден для кого? Для 60-летнего человека или трехлетнего ребенка, особенно восприимчивого к веществам, которые имеют свойство встраиваться в организм? Ведь риски остаются на долгие годы. Федеральная власть пишет нормативы «средние по больнице», а мы – как раз та самая палата, для которой всякая добавка может оказаться спусковым крючком... Сейчас Минатом тратит огромные деньги на то, чтобы доказать, в нашем регионе нет ничего, кроме радиофобии. А потом, когда ребенок заболеет лейкемией, спрашивать будет не с кого и поздно, нужно будет уже собирать на его лечение огромные средства. На мой взгляд, нужно на местном уровне с учетом ситуации разработать такие нормативы, которые бы запрещали использование «радиоактивных» продуктов.

Однако пока «радиационные» нормативы продолжают оставаться едиными для всех регионов. Нас лишь предупреждают: не покупайте «неопознанную» картошку и другие продукты у бабушек неизвестного происхождения на улице. Пользуйтесь услугами организованной торговли. Словом, надейтесь только на себя.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск