Как в Челябинске будут «лечить» экологическую обстановку

25.11.2009 08:00 Автор: Светлана ШЛЫКОВА

Публичные слушания «Экологическое благополучие города Челябинска», которые состоялись в ноябре, не прошли даром. Участники не просто отметили, какие проблемы, связанные с состоянием атмосферного воздуха, водных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, озеленения городских территорий, требуют незамедлительного принятия мер, но и предложили пути решения. О некоторых из них – новой оценке вреда, который наносится промышленными предприятиями, способах уменьшения концентрации вредных веществ на критических автомагистралях, капитальном ремонте зелёных насаждений, создании отряда экологической милиции и обустройстве экопарковок и некоторых других – вы узнаете из этого материала.

Но для начала информация к размышлению. У челябинцев наблюдается рост болезней органов дыхания. Они в структуре общей заболеваемости стоят на первом месте во всех возрастных группах.

- По данным учёных, экологические факторы оказывают на здоровье самое большое влияние в процентном соотношении, - говорит председатель комиссии по медицинской этике Управления здравоохранения администрации города Алексей Козлов. – Не обращать внимания на то, что заболевания органов дыхания имеют тенденцию к росту, просто нельзя. Большую тревогу у медиков вызывает состояние женщин. Более восьмидесяти процентов челябинок детородного возраста имеют то или иное хроническое заболевание.

Маловероятно, что у нездоровой женщины родится здоровый ребёнок. В результате абсолютно здоровыми появляются на свет лишь 8,4 процента младенцев. 49 процентов предрасположены к заболеваниям, 40 имеют хронические заболевания, остальные – вообще тяжелобольные. Поэтому для медицинских работников важен вопрос экологического благополучия города. Ведь в результате улучшение экологической обстановки возможно улучшение здоровья.


На самочувствие горожан в первую очередь влияют выбросы вредных веществ в атмосферу. (Как известно, наиболее загрязняют воздух предприятия чёрной и цветной металлургии, энергетики. В последнее время возросли и выбросы от автотранспорта – их доля колеблется от 53 до 60 процентов.) Поэтому в Челябинске начинаются работы по проведению мониторинга заболеваемости населения. Медики выяснят, как неблагополучная экологическая обстановка в городе влияет на здоровье человека. Данные обещают рассекретить.

А ещё в столице Южного Урала будет принята Концепция экологического благополучия населения города. Не последнее место в ней займёт тема борьбы с загрязнением атмосферного воздуха промышленными предприятиями.

Челябинск – промышленный город. Отсюда и всё наше счастье, и все наши беды. Предприятия, с одной стороны, приносят прибыль. С другой – они же главные источники воздействия на среду обитания и здоровье человека. Говорят, на экологической карте мира Южный Урал отмечен чёрным цветом. Многие туристы боятся ехать в ниши красивые края именно из-за этого. Но мы-то здесь живём.

Проблему загрязнения атмосферного воздуха промышленными предприятиями обсуждают давно. На состоявшихся в ноябре публичных слушаниях «Экологическое благополучие Челябинска» о ней не только поговорили, но и нашли пути решения. Внесённые депутатами гордумы и жителями предложения могут быть отправлены даже в Москву. Потому что кое-что в законодательстве необходимо менять на федеральном уровне. О чём же речь?

Всем известно, что наиболее загрязняют воздух предприятия чёрной и цветной металлургии, энергетики. На это же обратила внимание и начальник информационно-аналитического отдела Росприроднадзора по Челябинской области Татьяна Шелегова. В Челябинске так называемый «чёрный» список возглавляют ЧМК, ЧЭМК, цинковый завод. Но это гиганты. Отравляют же жизнь горожанам не только они.

- Особые проблемы от выбросов возникают при неблагоприятных погодных условиях, - отметила Татьяна Алексеевна. - Концентрация вредных веществ в атмосфере в такие дни – а в этом году их было 73 - увеличивается в пять раз. И всем этим челябинцы вынуждены дышать. Не случайно в это время возрастает число обратившихся в лечебные учреждения. Поэтому, чтобы улучшить ситуацию, предприятиям надо учитывать неблагоприятные метеоусловия.

Промышленники, конечно, могут посмеяться над таким предложением. Они и проверок-то не особо бояться. И всё потому, что штрафы за нарушения мизерные. С сентября 2008 года по сентябрь этого проведено 89 проверок. Выявлено 98 нарушений. При этом совокупный штраф составил всего 921 тысячу 100 рублей. Для гигантов мизер. Тем не менее надо отдать должное крупным челябинским заводам: за последние годы они усовершенствовали на предприятиях системы очистки. Денег на это не жалеют.

Участники публичных слушаний попросили Росприроднадзор ужесточить требования к тем, кто считается источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. У многих организаций сейчас отсутствуют утвержденные в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон, и с этим надо бороться. Не лишне проводить и лабораторные исследования загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятий. Причём данные надо обнародовать. Но самое главное – предложено внести поправки в нормативные правовые акты, определяющие порядок взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду.

- Сейчас действует устаревшая методика оценки вреда, который наносится промышленными предприятиями, - объяснил председатель постоянной комиссии гордумы по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и природопользованию Сергей Овчинников. - Количество фактических выбросов не определяется, а принимаются во внимание только сделанные предприятиями расчёты. Получается, что в режиме онлайн за выбросами следить не удаётся. Согласитесь, не совсем правильно, что не счётчик стоит на трубе, а ведутся какие-то расчёты. Вот депутаты гордумы и думают внести соответствующее предложение на рассмотрение вышестоящих органов власти.

Предполагается изменить расчёт платы исходя из накопленных отходов производства, а не по фактически размещенным за последний год. Планируется исключить понижающие коэффициенты к нормативам платы в случаях хранения отходов потребления на специализированных полигонах и промышленных площадках в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия или фактическом использовании отходов в течение трёх лет с момента размещения в собственном производстве. А вот для больниц и образовательных учреждений, не приносящих значительного ущерба экологии в результате своей деятельности, хотят упростить порядок оформления предельно допустимых выбросов вредных веществ.

В последнее время возрос выброс вредных веществ в атмосферу автотранспортом. Причина – резкое увеличение машин. По сравнению с 2004 годом их стало больше в два с половиной раза. Ситуацию усугубляют пробки на дорогах. А ведь, чем больше автомобили стоят в заторах, тем больше портят воздух.

По словам, директора Челябинского дорожно-транспортного проектного института Виталия Передерия, скорость передвижения машин по центру городу в час пик составляет пять с половиной километров в час. Поэтому для улучшения экологической обстановки в городе необходимо увеличивать пропускную способность магистралей. Для этого планируется не только и дальше продолжать работы по реконструкции и расширению дорог, но и лучше отрегулировать работу светофоров. Организация «зелёной волны» может сделать воздух чище. В какой-то мере избавит от заторов новое транспортное кольцо Курчатова-Энгельса-Краснознамённая-Братьев Кашириных-Свободы и дублёры Свердловского проспекта улицы Чайковского, Ворошилова и Чичерина. Однако только этих мер, конечно, не достаточно.

- В Челябинске определены десять так называемых критических автомагистралей, где концентрация вредных веществ от выбросов автомобилей слишком большая, - выступая на публичных слушаниях по экологическому благополучию города, отметила начальник отдела надзора за средой обитания и условиями проживания Роспотребнадзора по Челябинской области Галина Романова. – Расположены они в основном в Центральном и Советском районах. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо больше строить объездных дорог, запретить въезд транзитного транспорта в город, увеличивать количество подземных и мостовых пешеходных переходов. Поможет и увеличение озеленения придорожных территорий.

Городская дума обязательно продолжит работы по развитию транспортной инфраструктуры Челябинска и регулированию автомобильных потоков. Все прекрасно понимают, что при расширении улиц просто перераспределяется поток автотранспорта, а этого мало для улучшения экологической обстановки. Возможно, в столице Южного Урала будет организовано движение скоростных видов общественных транспортных средств, а трамвайные пути, чтобы автотранспорт не заезжал на рельсы, конструктивно изменят.

Общеизвестно, что уровень запыленности и загазованности воздуха заметно снижают зелёные насаждения. Подсчитано, что деревья и кустарники, произрастающие на площади один гектар, улавливают за сезон около 60 тонн пыли. Поэтому-то так важно высаживать их вдоль улиц и дорог. Этим в Челябинске продолжат заниматься. Да и вообще зелфонд города ждёт капитальный ремонт.

Всем известно, какие неприятности приносят тополя, которых в Челябинске больше всего. В июне в городе всё белым-бело от пуха, который и аллергию вызывает, и пожары провоцирует, и технику выводит из строя. В ветреную погоду ветки старых огромных тополей ломаются и приводят к авариям и даже трагедиям. Ведь падают они не только на дороги, где полно машин, сети электопередач, но и на горожан. Конечно же, старым деревьям делают процедуру под названием «омолаживающая обрезка». Но тополей в городе так много, что за всеми специалисты уследить не в состоянии. Поэтому их и другие старовозрастные деревья предложено постепенно заменять на так называемые безаварийные породы.

Такая идея была озвучена на одном из «круглых столов», что Челябинская городская дума провела совместно с ЧелГУ. Темой для разговора тогда стало состояние зелёного фонда города, перспективы озеленения территорий, использование в этом процессе новых технологий.

- В послевоенные годы озеленение города проводилось путём массовых посадок деревьев населением города при проведении субботников, - рассказал начальник одного из отделов Управления экологии и природопользования администрации Челябинска Тимур Темиров. - В 70-е – 80-е годы ежегодно весной высаживалось несколько десятков тысяч деревьев и сотни тысяч кустарников. Делалось это в большинстве своём стихийно – без надлежащего проектного обеспечения, без соблюдения технологии. При посадке использовался в основном подручный посадочный материал. Такие методы позволяли быстро решить проблемы озеленения новостроек. Тополя и клёны защитили жилые кварталы от возрастающего воздействия выбросов промышленных предприятий.

Однако сегодня санитарное состояние 40-50 летних насаждений во дворах и на улицах города неудовлетворительно. Посадки сильно загущены, наблюдается большая сомкнутость крон, что в свою очередь ведет к нарушению норм освещенности квартир, расположенных на нижних этажах зданий. Имеется много сухих и усыхающих деревьев. И от них надо избавляться, заменив на молодые.

Специалисты считают, что для нашего города подойдут такие ценные безаварийные породы как липа мелколистная, яблоня сибирская, ясень. И даже тополь изгонять с южноуральских широт не собираются: пирамидальный тополь очень стройное, к тому же без пуха дерево будут высаживать в Челябинске в больших количествах. Но прежде, чем к этому приступят, надо разработать и утвердить комплексные проекты капитального ремонта озеленения отдельных микрорайонов и улиц города. Особенно актуально это для районов старой жилой застройки. Заменять там возрастные насаждения надо поэтапно.

Зелёный фонд внутри разных микрорайонов города, конечно же, отличается. Зависит он от возраста застройки. Специалисты подсчитали, что плотность внутриквартальных зеленых насаждений чрезвычайно низка (менее десяти процентов) в новостройках на Северо-западе и Северо-востоке, а так же, как ни удивительно, в районах одноэтажной застройки. Больше всего зеленых насаждений общего пользования в Металлургическом районе - 209 гектаров. В Центральном районе из-за того, что в нём расположена преобладающая часть парков, садов, скверов города – 190 гектаров. Меньше всего деревьев и кустарников в Курчатовском (114 га) и Ленинском (104 га) районах.

Создание «зелёного лица» города вообще очень важно. Деревья и кустарники выполняют самые разные функции. Помимо всем известной - поглощения углекислого газа и выделения кислорода, - они понижают температуру окружающего воздуха в жаркую погоду (за счёт испарения влаги). Но и это ещё не всё: зелёные насаждения снижают уровень городского шума, запыленности и загазованности воздуха, защищают от ветров. Выделяемые растениями фитонциды – особые летучие вещества - способны убивать болезнетворные микробы. Да и вообще растения оказывают благотворное влияние на нервную систему человека. Один гектар зеленых насаждений поглощает из воздуха до восьми килограммов углекислоты в час – столько же за такое же время выделили бы при дыхании 200 человек.

В 2008 году в городе началась реализация отраслевой целевой программы «Озеленение территории Челябинска». Рассчитана она была до 2010 года. Её цель - создание «зелёного лица» города, которое бы отвечало растущим требованиям современного мегаполиса (скверов, насаждений вдоль улично-дорожной сети). Выделенные из муниципального бюджета деньги были направлены на обрезку, посадку и валку деревьев и кустарников, кошение травы, ремонт газонов, сбор мусора, устройство цветников. Так как озеленение города - одно из эффективнейших средств улучшения среды города как по результатам, срокам осуществления, так и по стоимости, то власти приняли решение принять новую программу.

Известно, что при сдаче домов строители в обязательном порядке станут соблюдать нормативные требования к озеленению зон различного функционального назначения. Количество деревьев и кустарников, которые должны высадить рабочие в жилой застройке, административно-деловой зоне и историческом центре будут строго определены.

После публичных слушаний по экологическому благополучию Челябинска главному управлению архитектуры и градостроительства дано конкретное задание. При регулировании градостроительной деятельности нельзя не допускать несоблюдения требований основных технико-экономических показателей Генерального плана города в части обеспеченности жителей зелеными насаждениями. Так что отделаться двумя-тремя высаженными рябинами у строителей не получится.

При проектировании и строительстве объектов недвижимости застройщикам рекомендовано предусматривать организацию подземных парковок для автотранспорта. При возведении домов (а также при капитальных ремонтах и строительстве улично-дорожной сети) надо будет применять экологичные материалы и оборудование, способствующие уменьшению выбросов в атмосферный воздух, загрязнения водных источников, почвенного слоя и так далее.

Улучшить экологическую ситуацию в городе помогут и… приборы учёта потребляемых коммунальных ресурсов. Если точно будет известно, сколько энергии и тепла расходуют челябинцы, то можно будет снизить мощности при их производстве. Чтобы тепло, как говорится, не улетало в трубу. Поэтому застройщиков просят оснащать вновь возводимые объекты недвижимости такими приборами. Устанавливать приборы учёта потребления коммунальных услуг в целях экономии природных и коммунальных ресурсов следует и самим жителям.

Представители общественных организаций города предлагают делать в Челябинские и экопарковки. Такие очень популярны в Европе, которая достаточно трепетно относится к состоянию окружающей среды и экологическому благополучию населённых пунктов. Использование новых технологий помогает сохранить зелёную траву в целости и невредимости.

Экопарковка делается так. На месте, где предусмотрена стоянка, снимается верхний слой земли. Сверху укладывается специальная высокопрочная решётка, состоящая из множества пропускающих воздух и воду ячеек. В них засыпается почва, сеется трава. Когда она прорастает, становится очень красиво. При этом колёса авто не нарушают травяного покрова.

- Экопарковки – это альтернатива современным асфальтовым парковкам, - отметил депутат Челябинской городской думы Дмитрий Петров, который озвучил идею. – Если вместо них, например, у магазинов, будет зелёный газон, на который можно ставить автомобили, будет красивее, согласитесь. Можно использовать такие парковки и во дворах.

Каркас для парковок делается из пластика и может быть хоть зелёного, хоть чёрного цвета. За границей для изготовления решёток используют твёрдобытовые отходы – вторсырьё (вот вам ещё один плюс). Стоимость одного квадратного метра такой решётки в перерасчёте на наши деньги – полторы тысячи рублей. (Для сравнения: укладка асфальта на такой же площади обходится в тысячу двести рублей.) Однако если конструкции для экопарковок выпускать в России, то это будет стоить дешевле.

За соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, возможно, будут следить стражи порядка. При Управлении внутренних дел города решено сформировать отдел экологической милиции. Специальный отряд, который должен предотвращать, выявлять и пресекать нарушения, оснастят всем необходимым, в том числе и автотранспортом. Без машин экомилиционерам не обойтись, так как круг их обязанностей будет широк. Выявление несанкционированных свалок, нарушений правил вывоза бытовых отходов, порчи газонов автомобилями, вырубки деревьев и кустарников без разрешения, загрязнения предприятиями воздуха и воды – всем этим и многим другим займутся стражи окружающей среды.

Помогать отделу экологической милиции будут и участковые инспекторы. Управление внутренних дел собирается активизировать работу по рассмотрению поступающих от населения жалоб о размещении автотранспортных средств на газонах и повреждении при парковке зелёных насаждений. К нарушителям Правил благоустройства города будут применяться меры административного воздействия. Более того: наказания за нарушения норм в области охраны окружающей среды могут быть ужесточены.

На публичных слушаниях «Экологическое благополучие Челябинска» принято решение рекомендовать гордуме выступить с законодательной инициативой о внесении поправок в федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» и даже в Уголовный кодекс РФ. Эти корректировки должны предоставить органам местного самоуправления права контрольных функций в области охраны окружающей среды, а также изменить подходы в расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства.

О том, что загрязнение окружающей среды человеком влияет даже на изменения климатических условий, будут рассказывать челябинским школьникам на уроках. Депутаты гордумы считают, что экологическое воспитание подрастающего поколения оставляет желать лучшего, поэтому предлагают свои меры просвещения.

В учебных заведениях предполагается проводить информационные пятиминутки или даже целые уроки. Говорить на них будут о необходимости бережного отношения к природе, зеленым насаждениям, экономии водных ресурсов, уменьшении объёмов образуемого потребителями мусора и его сбросе только в специально оборудованных местах. Формировать мировоззрение о взаимосвязанности природных, социальных, экономических аспектов жизни с экологическим состоянием городской среды надо с ранних лет, иначе потом будет поздно

Отдельные темы для разговора – это необходимость стабилизации и улучшения состояния единственного источника питьевого водоснабжения города Челябинска — Шершневского водохранилища и закрытие действующей городской свалки, рекультивация занятой свалкой территории, создание полигона для захоронения твердых бытовых отходов, соответствующего требованиям законодательства, мусороперерабатывающего комплекса и мусоросжигательного завода в целях уменьшения объема размещаемых на свалке отходов. Об этом речь пойдёт в других материалах.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск