Реку Миасс облагородят

21.01.2009 08:00 Автор: Ольга ТИТОВА Реку Миасс облагородят

Проблема благоустройства реки Миасс вызвала оживленную дискуссию участников Градостроительного совета при главе города Челябинска. Камнем преткновения стали так называемые «карманы» русла, созданные в 70-х годах в районе Троицкого моста.

Эти «карманы» должны были выполнять две основные функции: во-первых, увеличивать пропускную способность реки во время паводков, а во-вторых, формировать эстетику центра города. Ширь да гладь в центре города с дизайнерской точки зрения, наверное, удачная идея, но десятилетия безалаберного, исключительно утилитарного отношения к главной артерии Челябинска перевернули ее с ног на голову. Эта самая ширь, обретя вид грязного болота, давно уже не вызывает восхищения.

Сейчас «карманы» не оказывают влияния даже уже и на пропускную способность воды. Из-за небольшой скорости течения реки на данном участке они превратились в русловые отстойники, в которых скапливается мусор и ил, а как следствие, - река зарастает. Экологию Миасса улучшить в одночасье не удастся, - для этого необходимо провести целый ряд мероприятий, и самым малым стала бы чистка русла. Поэтому на первый план выходит задача по приведению реки в божеский вид.

Что лучше – узкая, но полноводная река, с быстрой водой; или широкая, вялотекущая, как сейчас? Глава Челябинска Михаил Юревич считает, что первый вариант предпочтительнее, хотя бы потому, что так ил будет вымываться, а не застаиваться, образовывая в центре города лягушачий рай. В качестве меры, способствующей улучшению эстетического вида Миасса, гидрологи предлагают сузить пойму реки и засыпать «карманы».

Противники такого решения апеллируют преимущественно к традиции. Мол, преемственность, свойственная градостроительству, должна быть незыблемой, и если архитекторы прошлого решили построить «карманы», то их нужно оставить, несмотря ни на что.

- Мы за то, чтобы русло реки было широким, чтобы в городе была зеркальная гладь воды, но эти «карманы» никак не улучшают эстетику города, - считает мэр Михаил Юревич.

Екатеринбургский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов на протяжении нескольких лет изучал реку Миасс и подготовил проект, который предусматривает благоустройство поймы в черте Челябинска. Проект был принят на заседании Градосовета единогласно. Благодаря нему Миасс обретет новую жизнь и получит статус более полноводной реки.

Заметим, что полноводной, если можно так выразиться, она станет только визуально, а не фактически. Как подчеркнул заведующий сектором эколого-гидрологических исследований ФГУП Российский НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов Андрей Носаль (Екатеринбург), «даже при переброске воды из Долгобродского водохранилища, увеличить объем реки не удастся».

Маловодность Миасса – очень серьезная проблема. Кроме того, что это, как уже отмечалось, способствует заиливанию русла, но и с утилитарной точки зрения представляет опасность. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно привести всего один пример. По словам специалистов, ежегодно только ОАО «Мечел» потребляет на нужды производства порядка 100 миллионов кубических метров воды. При этом максимальный объем Шершневского водохранилища составляет 176 миллионов.

Шершневское водохранилище – это искусственный пресный водоем на реке Миасс, созданный в период с 1965 по 1969 годы, предназначен для водоснабжения Челябинска. План благоустройства реки охватывает ту часть Миасса, от Шершневского водохранилища до сброса воды в районе поселка Каштак (протяженность – 24 километра), которая находится в черте Челябинска. Проект предусматривает огромный комплекс мероприятий, в частности, создание зоны отдыха в районе пруда Коммунар.

- Пруд Коммунар единственный сохранил свою привлекательность: вода относительно чистая, донные отложения не содержат загрязняющих веществ, - рассказал Андрей Носаль, который, кстати, является доктором географических наук. - Существует два варианта: либо затопить пруд, либо восстановить его. Мы предлагаем выбрать второй вариант. Рядом с прудом можно организовать парк, а правобережную часть русла углубить до 2,5-4 метров.

Но именно центр города приковывает к себе наибольшее внимание. Троицкий мост, который челябинцы по привычке называют Кировским, был открыт в прошлом году. «Все в нем хорошо, кроме одного, - рассказал Андрей Павлович, - он может быть поврежден во время половодья льдинами».

Река Миасс, которая обычно не замерзает или замерзает незначительно, в центре города, в районе Троицкого моста, каждую зиму сковывается льдом. Причина – всё те же пресловутые «карманы», которые способствуют снижению скорости воды на этом участке реки. Технически совершенный Троицкий мост не учитывает этого обстоятельства. И в случае половодья льдины могут повредить конструкцию моста. Поэтому гидрологи предлагают установить здесь волнорезные устройства.

Кроме того, специалисты рассматривают возможность оборудования моста затворами: в летний период они будут опускаться и, создавая препятствия для воды, «поднимать» ее, а осенью затворы можно будет в течение всего нескольких секунд убирать. Теоретически высокая вода (предположительно, уровень воды поднимется на 1,5 метра) в центре города должна смотреться красиво, то есть это чисто эстетическое решение.

Сколько средств уйдет на реализацию всего проекта, из каких источников он будет финансироваться – это пока открытые вопросы.

- Часть денег может поступить от использования берегов, - рассказал глава города Михаил Юревич. - Есть и другие возможности. Например, федеральная программа «Питьевая вода», которая как раз и предусматривает обустройство рек в крупных городах.

О сроках реализации проекта пока говорить тоже рано. На этом можно было бы и поставить точку, если бы не одно но: впервые за 20 лет река Миасс в центре внимания общественности, и не только на словах. Решительность мэра придает уверенность, что власти доведут начатое дело до конца, а река Миасс все-таки будет облагорожена.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск