Автор: Татьяна КОЖЕВНИКОВА

Японцы помогут сделать Челябинск экологически чистым

Словосочетания «промышленный город» и «сложная экологическая обстановка» в российском сознании давно уже стали синонимами. Казалось бы - там, где работают металлургические предприятия, иначе и быть не может. Но, в общем-то, с подобными проблемами сталкивалась не только наша страна. О том, как из «города с черными небесами» сделать «город под ясными звездами» рассказали челябинским депутатам и общественникам представители японской делегации.

Сейчас японцы работают над масштабным городским проектом по утилизации твердых бытовых отходов города, а в их дальнейшие планы входит поделиться современными технологическими изысками и с южноуральскими промышленниками.

Канут ли челябинские свалки в прошлое?

В течение 2007-2008 годов японская делегация работала в Челябинске по вопросам, связанным с улучшением местной экологической ситуации. Первый серьезный шаг в этом направлении – создание комплекса по утилизации твердых бытовых отходов, в состав которого должны войти мусороперерабатывающий и мусоросжигательный заводы, а также полигон для окончательной утилизации отходов.

Японской стороной совместно с МУП «ГорЭкоЦентр» готовится генеральный план проекта. Следующим этапом деятельности должно стать начало строительства объектов. До конца текущего года также будет разработана и представлена губернатору концепция улучшения работы, связанной с утилизацией ТБО в Челябинске и на Южном Урале.

Однако «небеса над проектом» оказались отнюдь не безоблачными. На последнем заседании областное правительство отказало городу в финансовой помощи. Земли, на которых должен располагаться полигон, находятся в собственности области. И у города попросту нет средств для того, чтобы выкупить земли областного значения.

- Нужно, чтобы на ход дела активно влияла общественность, - сказал председатель думской комиссии местному самоуправлению Алексей Севастьянов. - Осталось мало времени для того, чтобы открыть полигон. Почему-то в нашем правительстве ни один проект не проходит без общественной поддержки. Значит, нужно решать, как мы можем объединить усилия, чтобы сдвинуть эту тему с места и сделать проект более эффективным.

Подобные предприятия по утилизации мусора в настоящее время строятся в Ленинградской области. Конечно, это подразумевает внедрение дорогостоящих технологий, но зато позволяет сберечь здоровье людей. Современные мусоросжигательные заводы безопасны для окружающей среды. В Санкт-Петербурге они размещаются прямо на территории городского округа. Один из них находится рядом с аквапарком, и никто не считает такое соседство предосудительным.

Впрочем, Алексея Севастьянова заинтересовал вопрос, проводилась ли экологическая экспертиза будущего полигона, в частности, по поводу того, не будет ли из-за него загрязняться близрасположенный водоем. Но японцы заверили депутата, что строительство полигона включает весь комплекс мер по экологической безопасности окружающей местности.

А председатель регионального благотворительного фонда «За природу» Андрей Талевлин задал вопрос о том, не повысится ли из-за деятельности мусоросжигательного завода содержание диоксинов в воздухе, показатели которых в Челябинске сейчас близки к критическим. На его вопрос ответил директор МУП «ГорЭкоЦентр» Александр Галичин, который пояснил, что на заводе будет действовать доменная печь, температура сжигания в которой составляет 1800о С. При такой температуре диоксины попросту сгорают и не выделяются в окружающую среду.

«Мусорная концепция»

Начальник департамента сотрудничества в области экологии с заграничными странами города Токюшю Найто-сан рассказал присутствующим о том, как будет проходить городская «мусорная реформа». Чтобы найти правильный подход к этому делу, были проведены дискуссии, которые позволили выработать концепцию.

- Основная задача концепции – кардинальное изменение отношения к переработке отходов, - рассказал господин Найто. - Это подразумевает их стопроцентное уничтожение. Мы понимаем, что в России нет проблем с территорией, и поэтому здесь сложилась иная система взглядов на проблему. Но во всем мире сейчас отказываются от открытых захоронений отходов. В нашу концепцию входит три составляющие: переработка, максимальное использование и сокращение отходов, остающихся на поверхности земли. То есть, все направлено на максимальную ресурсореализацию отходов.

За десятилетний период (с 2008 по 2017 годы) объем отходов в области должен сократиться вдвое. Но реализаторам проекта придется работать не только с технологиями, но и с жителями региона, поскольку внедрение нового способа утилизации подразумевает раздельный сбор бытовых отходов.

Пока что начнется работа с юридическими лицами, а затем уже и с населением. Для этого, считают японцы, необходима программа по экологическому воспитанию людей.

Конечно, придется пересмотреть и сделать оптимальными тарифы за переработку отходов. С юридических лиц будет взиматься полная стоимость переработки, а с физических – ее четверть. А для того, чтобы изменить тарифы, необходима и соответствующая работа с законодательством.

Челябинск и Токюшю – города-близнецы

В 2005 году я впервые отправил в Челябинск делегацию бизнесменов из города Токюшю, заинтересованных в сотрудничестве с вами, - рассказал Окадо-сан, руководитель некоммерческой организации «Тобо», занимающейся вопросами взаимодействия экономик Японии и России. - Я сам рекомендовал им связаться с Челябинском, потому что у Токюшю очень много общего с вашим городом. 30 лет назад у Токюшю – промышленного города с миллионным населением - были очень большие проблемы с экологией. Море у города было желтым, а небо над ним – черным.

Конечно, жителям далекого японского города тоже пришлось нелегко в борьбе за достойные условия для жизни. Им помогло объединение усилий городской администрации и общественных деятелей. Причем, большую роль в этом деле сыграли женские общественные организации. К протестующим японским женам и матерям подключились ученые и чиновники, а следом и сами промышленные предприятия. Теперь Токюшю, по словам членов японской делегации, «модельный город», который постоянно ставится в пример в их стране.

- Три года назад я побывал на челябинском предприятии «Мечел» и был очень удивлен тому, какие технологии до сих пор используются там, - поделился своими впечатлениями ветеран крупной японской металлургической компании Кудо-сан. - Отставание можно оценить в тридцатилетний срок, а с точки зрения экологии оно намного больше. В Челябинской области удивило меня и то, что промышленные отходы выбрасываются просто так. В Японии тот же металлургический шлак перерабатывается на 100%. Сначала из него извлекается металлическая часть, а оставшаяся минеральная часть идет в цементную и дорожную промышленность. Поэтому у нас нет ни одного шлакового отвала.

Японцы нашли в своем родном городе компанию, успешно перерабатывающую шлак. И после успешных переговоров эта компания заключила договор о передаче лицензии на использование технологий с «Челябгидромезом», который теперь является единственным российским предприятием, имеющим доступ к японским технологиям в данной сфере. По расчетам японских специалистов, всего на территории Челябинской области находится не менее 100 миллионов тонн шлаковых отходов. И их переработка поможет значительно улучшить экологическую ситуацию в регионе.

Но пока что российским промышленникам не выгодно вкладывать деньги в экологию. Председатель общественной организации «Правосознание» Эдуард Мейлах напомнил присутствующим, что в России за выброс в атмосферу тонны оксида азота предприятие платит всего-навсего два доллара, а за размещение шлаков на поверхности земли – десять долларов за тонну. Стоит ли говорить о том, что нормативы выбросов, к тому же, и превышаются, но на это привыкли не обращать внимания.

А в Японии выбросы, как оказалось, вовсе не оцениваются в денежной системе. При превышении нормативов выбросов производство останавливается. И это еще в том случае, если «поймает» местная администрация. А если уж случай превышения нормативов попадает в поле зрения японской полиции, то за этим следует арест виновных промышленников.

Размещать шлак на поверхности земли в Японии также не принято. В свободной форме делать это вообще запрещено, а размещение на специальном полигоне стоит дорого: примерно 100 долларов за тонну. Поэтому собственники японских предприятий крайне заинтересованы в том, чтобы их производства не причиняли вред окружающей среде.

Это удалось сделать благодаря принятию строгих экологических законов и активному взаимодействию властей, ученых и общественности. Челябинск обратил внимание на передовой опыт японских коллег. Но приживется ли он на Южном Урале – покажет только время.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий Проверяйте информацию
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/