Автор: Елена ИЛЬИНА

Депутаты создают «экологический патруль»

В конце июля челябинские законодатели вернулись из путешествия по реке Ай, где они совмещали приятное с полезным. А именно – активный отдых с экологической миссией. После прозрачной реки ситуация с челябинскими водоемами кажется совсем печальной. О том, как и чьими силами можно поправить дело, «Полит74» рассказал участник экспедиции, депутат городской думы Алексей Севастьянов.
Депутаты создают «экологический патруль»

Прозрачные воды, скалистые берега

- Алексей Михайлович, команда депутатов уже не в первый раз отправляется в сплав?

- Во второй. Прошлым летом мы сплавлялись по реке Юрюзань, этим выбор пал на Ай. Идея таких путешествий принадлежит моей коллеге Наталье Александровне Басковой. А организует такие поездки муниципальный клуб ЧТЗ, где работают профессиональные инструкторы. Наша экспедиция насчитывала 15 человек, помимо депутатов в нее вошли наши друзья и родственники. Я, например, взял с собой дочь Аню.

- Насколько известно, целью вашей поездки был не только отдых...

- Не только. Во-первых, это была, если можно так выразиться, пропаганда отдыха на Южном Урале. Сейчас масса людей стремится выехать на зарубежные курорты, не замечая, какие красивые места есть рядом с нами. Во-вторых, пропаганда здорового образа жизни и экологической культуры. По пути мы собирали мусор на берегах. За четыре дня собрали 60 пакетов. Часть сожгли, а то, что не горит, забрали с собой, чтобы потом утилизировать.

- Поделитесь впечатлениями от путешествия.

- Впечатлений масса. Мы побывали в лагере, организованном фондом «Надежда», где отдыхают дети-сироты и инвалиды. Они ведут раскопки, изучают историю местности и даже выступили в качестве наших экскурсоводов. Место действительно очень интересное, есть даже такие уголки, где не ступала нога человека... Мы посетили Пещерный город. А еще нас всю дорогу сопровождали орлы и журавли. Но самое главное – это сама река Ай, чистая, прозрачная, в отличном экологическом состоянии.

Кто ответит за Миасс?

- На ее фоне водоемы нашего города, наверное, выглядят совсем плачевно?

- Недавний выезд нашей комиссии на Шершневское водохранилище показал плачевное состояние не только водоема, но и его прибрежной зоны. На мой взгляд, в этой ситуации есть три вопроса, на который пока существует лишь полтора ответа. Первый – это застройка прибрежной полосы без централизованной канализации. К этому же вопросу можно отнести и производство на территории Сосновского района, которое загрязняет Шершни своими отходами. Во-вторых, это культура поведения самих граждан, загрязняющих берега, с одной стороны, и полное равнодушие властей Сосновского района к уборке территорий и созданию организованных пляжных зон. Управление Росприроднадзора не раз фиксировало огромные свалки в прибрежной зоне, не раз власти муниципальных образований района привлекались природоохранной прокуратурой к ответственности, но эти свалки и ныне там. Не говоря уж об очистке самого водоема, за которую должна отвечать область.

- Неужели совсем ничего не делается, чтобы сохранить единственный питьевой источник Челябинска?

- Готовится проект очистки водохранилища. Но эта подготовка может продолжаться десятилетиями, как это, увы, бывает. Надо понимать, что все эти бюрократические препоны – прошлый век, нужны новые решения. Поскольку сегодня очевидно, что проблема экологии тормозит экономические реформы и гражданам здоровья не прибавляет... Между тем очистить Шершни просто – сделать это можно с помощью земснаряда. То есть можно решить вопрос в рабочем порядке, а можно, конечно, долго разрабатывать формальный проект. Почему у нас люди зачастую не реагируют на решения власти? Да потому что они видят, что никаких реальных дел нет. Поэтому надо не только глобальные проекты разрабатывать, но и предпринимать пусть небольшие, но конкретные шаги вместе с гражданами. Тогда и результат будет. У нас же государство и люди находятся почему-то по разные стороны баррикад, в вечной борьбе друг с другом. Но это ведь тупиковый путь. А заложником становится природа – и Шершневское водохранилище, и река Миасс.

- Кстати, как сейчас «здоровье» реки Миасс?

- Сейчас она заилена, вода стоит, а увеличить сброс, чтобы очистить воду, нельзя. Тогда из Шершней невозможно будет брать питьевую воду: в донных отложениях содержится масса вредных веществ. И если когда-то здесь ловили рыбу и вполне организованно купались, то теперь в воду зайти нельзя: в нее идут десятки стоков. При этом ни фильтров, ни очистных сооружений нет. Стоило бы взять пример с Екатеринбурга, где установили фильтры и облагородили набережную за счет средств инвесторов, и вода в Иртыше стала намного чище.

- А когда нашу реку в последний раз чистили?

- В 1983 году. Хотя и сейчас можно это сделать с помощью того же земснаряда. Ситуация осложняется тем, что река Миасс находится в федеральной собственности. Согласно Гражданскому кодексу, именно собственник должен нести ответственность за свое имущество. Наша организация, Общероссийское общественное движение «Гражданское общество», несколько раз напоминала об этом властям, направляя запросы в различные инстанции, в том числе и Генпрокуратуру, но всякий раз мы получали лишь формальные отписки. Между тем нет такого закона, которым полномочия по содержанию реки или хотя бы прибрежной полосы передавались бы региону или муниципалитету. Отсюда и неопределенность, и недостаток финансирования – а в конечном итоге мы губим нашу природу. Сечас мы готовим исковое заявление в Верховный суд о бездействии правительства Российской Федерации...

- Значит, вся надежда на активность самих челябинцев?

- Беда в том, что безответственность власти порождает и безразличие людей. Если раньше горожане отдыхали более-менее культурно, то теперь демонстрируют чисто потребительское отношение к водному источнику. Приехали, машину в реке помыли, выпили, поели шашлыков, оставили мусор и уехали. С мойкой автомобилей ситуация складывается просто дикая, особенно весной. Мне как-то приходилось лично нанимать трактор, чтобы окопать берег в районе Университетской набережной и преградить машинам доступ к воде. Сегодня один из наших проектов – с помощью организаций, которые занимаются бизнесом, так или иначе связанным с автомобилями, создать Общественный экологический патруль. Его участники могли бы фиксировать экологические правонарушения. Причем речь идет не только о мойке машин в водоемах, но и несанкционированных стоянках во дворах, незаконной вырубке зеленых насаждений и других.

- Что нужно для организации такого патруля?

- Активистам, которые захотят этим заняться, надо, во-первых, выдать удостоверения членов общественной организации, чтобы наделить их определенными полномочиями. Во-вторых, обучить их навыкам составления актов об экологических правонарушениях. В-третьих, наладить взаимодействие с милицей. И, наконец, определить форму поощрения активистов. Сейчас вознаграждение за правильно составленный акт – 50 рублей. Думаю, что многие люди, которые сегодня собирают на улицах банки и бутылки – и таким образом вносят свою лепту в улучшение экологии улиц, - могли бы найти себя и в этой работе. Заодно выступили бы добровольными помощниками участковых.

На фото: команда Челябинской городской Думы; берега реки Ай.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий В Челябинске появится новый жилой комплекс
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/