29 декабря 2007, Автор: Марина СМОЛИНА

Не хотите ли Крысу оседлать?

Не хотите ли Крысу оседлать?

Индия нас встретила пряным ароматом – и это особый разговор. Тему этой публикации подсказала приближающаяся дата – Новый год. Это уж младенец знает, что мы встречаем Год Крысы. О братьях наших меньших, точнее, отношении к ним индусов, мы и поговорим сегодня.

Из жизни богов

Традиционно любимые нами собачки и кошечки у индийцев как раз не в чести. Верящие в переселение душ индусы убеждены, что душа вора или убийцы после переселяется в собаку. А вот кошки – из-за своего независимого нрава – получили репутацию животных, в которых поселяется душа предателя.

Зато крыса – к которой мы, несмотря на активное приготовление к году с ее именем, все-таки относимся с опаской – у индусов в большом почете. И тому есть важная причина – крыса является ездовым животным самого любимого индусами бога Ганеша. Что ж, может божество позволить себе такие чудачества. Тем более, когда бог – большой шалун, именно веселым и игривым нравом отличается Ганеша, говорят сведущие.

Кстати, история его рождения весьма любопытна, так что отвлечемся на нее, тем более, что и от темы о животных далеко отойти не придется.
Ганеша – по мифам индуизма – это сыночек одного из трех главных божеств, бога Шивы и его супруги Парвати. Рассказывая о детях этой пары, специалисты обычно уточняют: детей у них было двое, причем один появился на свет… без участия матери, а второй – без участия отца. Ганеша как раз этот второй ребенок.

Шива, к вашему сведению, большой аскет, предпочитающий проводить время в горах в долгих и глубоких медитациях. Сколько его бедная супруга не просила мужа помочь ей родить ребеночка, который бы скрашивал часы ее одиночества, пока муж скитается по горам, Шива отвечал, что на такие глупости времени у него нет. В результате женщина решила проблему самостоятельно.

Во время очередной отлучки супруга Парвати отправилась в ванную помыться. А перед этим соскребла с себя масла и благовония, которые были нанесены до того. И вот из этого «теста» слепила богиня себе сыночка. Вдохнула в него жизнь и осталась своей работой довольна. После ванны отправилась Парвати почивать, а новорожденного Ганеши поставила у дверей спальни охранять ее покой. В тот момент, когда мамаша заснула, явился Шива. Пришел хозяин, а в дом попасть не может – Ганеша не пускает. Рассерженный бог отрубил мальчику голову. На шум выбежала проснувшаяся Парвати и давай причитать. Шива растерялся: что же он наделал… И призвал богов и вассалов своих на помощь.

Отправляйтесь, говорит, куда угодно и принесите мне голову первого, кто встретится на вашем пути. Самым проворным оказался обезьяний бог Хануман. Он принес Шиве голову белого слона. Ее бедному мальчугану и приставили. С тех пор живет божественный мальчик с головой слона и нимало по этому поводу не переживает. Наоборот, отличается веселым и шаловливым нравом, как большинство ребятишек. А еще – хранителем от ложных учений, почему его особенно почитают студенты и накануне экзамена всегда воздают должное Ганеши; путешественники – поскольку и их бог со слоновьей головой хранит вдали от дома; а бизнесмены и деловые люди почитают Ганеши, поскольку уверены в его поддержке при заключении сделок. Вот это замечательное и любимое индусами божество и выбрало себе в качестве средства передвижения крысу. Ну, а уж если бог выделил это животное среди остальных, как не последовать его примеру. Потому к крысам такое в Индии почтение.

Соблюдаем иерархию

Как и к обезьянам, которые находятся под покровительством уже упоминаемого нами бога Ханумана с обезьяньей головой. Кстати, с его представителями в Индии нам удалось пообщаться лично. Пока мы приближались на своем автобусе к джунглям, гид проводила инструктаж.

Во-первых, нам сообщили, что индийские обезьяны – это не чета тайландским, балийским и всем прочим, которые отличаются невоспитанностью и экзальтированностью. Индийские обезьяны – не воруют, не лезут в сумки туристов в надежде стащить что-нибудь, а хватают из рук. Поистине божественные животные, которые спокойно радуются жизни в своих джунглях и осторожно встречают пришельцев.
Но раз уж это божественные создания, будьте добры соблюдать их правила приличия, предупредили нас.

Мы, конечно же, надеялись наладить контакт с индийскими обезьянками, потому накупили всяких вкусностей: мандарины, бананы, помидоры – любят они, что посочнее. Посоветовали нашей группе приобрести в местной овощной лавке и лук: мол, уплетают его хануманы за обе щеки.

Но, подавая угощение, следовало придерживаться трех правил: не сметь смотреть обезьянке в глаза. Это она воспримет как попытку продемонстрировать свое перед ней превосходство; другое правило – никаких резких движений; третье, чего следовало придерживаться – не вставать перед обезьянкой в полный рост. Любое движение снизу вверх по закону джунглей – демонстрация агрессии. А потому брат наш меньший – который, впрочем, меньшим себя совсем не считает, отреагирует соответственно. И может быть даже так, что мало не покажется. После таких вступительных лекций желание покормить интеллигентных индийских обезьянок у некоторых поубавилось.

Особенно, когда напоследок гид еще заметила: соблюдайте иерархию.
По законам обезьяньего клана, первым ест самец-вожак. Ему – самое первое подношение. С остальными этого парня не спутать, он и крупнее, и суровее на вид. Вожак сначала насытится, потом набьет себе угощенье за щеки про запас – ну прям как наш российский хомяк. Только когда он отошел от места трапезы, второй кушает обезьяна-мать, самая старшая самка, воспитавшая несколько поколений. А уж потом – праздник живота для всех остальных. Нарушение правил грозит хорошим подзатыльником от вожака. Нас предупредили: рискуете и вы схлопотать, если поднесете не тому, кому следует.

Впрочем, зря боялись. Обезьянки на самом деле оказались весьма спокойного нрава. Прежде, чем спуститься со своих небес – со скал или с веток (и чего тут беспокоиться, что стоишь в полный рост, они все равно нашли способ продемонстрировать свое превосходство, все равно выше) – индийские хануманы долго думали: а стоит ли. С утра по этой тропе к водопаду, судя по всему, прошла уже не одна группа туристов, обезьянки успели позавтракать, завтрак, похоже, плавно перешел в обед… «Ну ладно, чего добру пропадать». Так, видимо, думали те представители стаи, которые спустились-таки к нам и вальяжно приняли поднесенное им угощение. Один хануман разве что прошипел на мужчину, предложившего обезьянке лук. Видимо, в тот день в меню стаи лук не значился.

20 лет тюрьмы

После встречи с обезьянами в пакете еще остались лакомства. Нас просили не переживать: впереди еще была встреча с индийскими слонами, которые кушают по 200 кило в день, так что все наши пакетики пойдут в дело мгновенно. Однако за кушанье для слонов пришлось побороться с… коровами.

Это в нашем понимании корова – животное, которое дает молоко. Не больше и не меньше. В Индии – как вы помните – это самое священное животное. Это символ матери, плодородия. И, к слову сказать, до сих пор в индийских законах остается статья за убийство коровы, которая грозит таким же наказанием, как за убийство человека – до 20 лет тюрьмы.

И в самом деле, животные эти чувствуют себя совершенно свободно благодаря законам. Сами сталкивались с коровьей непуганостью: лежит себе животное посреди дороги и не шелохнется, проезжающие мимо джипы и грузовики благоговейно объезжают священную корову.

А лежат и бродят по дорогам и улочкам коровы в большом количестве. В Индии, например, до сих пор поддерживается давняя традиция: родился в семье мальчик – отпусти корову из своего стада на волю. Нет коровы – пойди купи и все равно отпусти. И отпускают. Эти освобожденные от рабства животные гуляют себе. В количестве примерно таком же, как на наших улицах собаки. Только более любопытные: кто это тут новенький приехал? Обязательно подойдут, понюхают, с любопытством заглянут в глаза. А то и попытаются оттяпать приготовленное не для них лакомство.

Пристроилась так ко мне парочка, уцепились за мешок с мандаринами и виноградом, которые мы везли слонам. Очень поражены были эти священные животные, что не тороплюсь распахнуть свой пакет перед ними. Долго тянули его на себя, еще и боднуть попытались, когда мне удалось отстоять свою ношу. Закончилось все, правда, мирно. Вовремя вспомнила, кто передо мной стоит: практически божество. Выдала божеству порцию мандаринов. Благо, мне на помощь подоспели еще туристы, которые были не прочь и священных индийских коров покормить. Идиллия в отношениях была восстановлена. Иначе, наверное, и быть не могло. Пожалуй, просто это земля такая, располагающая к гармонии с миром.

(Продолжение следует).