1 ноября 2007, Автор: Марина СМОЛИНА

Не купить ли крепость во Франции?

Не купить ли крепость во Франции?

Какое ж это удовольствие, открыть утром глаза и осознать: да ты же во Франции! Отдернуть штору и уткнуться взглядом в океан: спуститься в гостиничный ресторанчик за традиционными чашкой кофе и круасаном. И все это время лелеять мысль: твое путешествие только начинается. И ты волен как птица, каждый твой новый маршрут зависит только от твоего настроения. Ну, и еще от настроения твоей маленькой компании.

Разбойники… с разрешения короля

Сказать, что на северо-западное побережье Франции, в провинции Бретань, совсем уж не ступала нога русского человека, конечно, будет неверно. И все же наши люди здесь скорее экзотика.

- Да, русские едут в основном в Париж, ну еще на Лазурное побережье. А в эти края заглядываются редко,- сетовала наша гид Кристин, которая знакомила нас с достопримечательностями милого городка Сан-Мало, где мы намеревались провести неделю.

Кристин - немка, замужем за французом и уже 20 лет живет в этих краях. В университете учила русский. А сейчас взялась за изучение японского. Потому что японских туристов с каждым годом все больше и больше. А вот попрактиковаться в русском в последний раз ей удалось только год назад – тогда здесь побывала группа туристов из России. Так что наша маленькая компания, заказавшая гида, стала для Кристин подарком. Она, конечно, для нас - тоже.

От Кристин мы узнали, что небольшая с виду крепость в былые годы была местом обитания гордого и независимого морского люда, которые долго сохраняли независимость. Правда, когда мы решили продемонстрировать свою эрудицию и озвучили, что жили-то тут пираты, разбойники, Кристин нас поправила: корсары. С разбойниками разница в том, что народец этот имел грамоту от французского короля и с дозволения его королевского величества грабил торговые суда неприятеля. Потому Сан-Мало был единственным независимым городом-республикой, которому собственный флаг разрешалось устанавливать выше французского.

Правда, с тех давних времен мало что в городе сохранилось. Хоть для фашистов небольшой приморский городок и не был стратегически важным объектом, разбомбили они его порядком. Однако жители-патриоты восстановили город и вернули ему тот же вид, что и до войны. Не повезло только некоторым островкам. Их в прибрежной зоне раскидано великое множество. Один даже издалека выглядел весьма живописно. Понятно, почему именно его выбрал для вечного пристанища мечтавший об уединении Шатобриан. Могила поэта до сих пор находится на острове. Только посетить ее вряд ли кому доступно. Не возят туристов на этот островок, потому как со времен Второй мировой он так и остается заминированным.

- А это что за крепости?- что ни крохотулечка-островок, груда камней буквально, а на каждом втором, действительно, возвышается небольшой форт.

- В них оборону держали,- поясняет Кристин.- Мы же возле самого Ла-Манша, до Англии рукой подать. С ней тут сто лет за земли Бретани воевали. Кстати, именно этот форт, на который вы показали, жилой. У государства не хватает денег восстанавливать и содержать эти маленькие исторические достопримечательности. Один француз обратился с просьбой разрешить ему тут жить, а взамен обещал восстанавливать форт на свои средства. Ему разрешили, как бы в аренду сдали. Он уже 10 лет тут и живет.

- Неплохое место, я бы тоже, наверное, от такого домика не отказался,- помечтал один из нашей компании.

- А вы попросите разрешение. Вам, русским, дадут. Вот если бы англичанин попросил, ему бы точно отказали – их в здешних местах из-за тех старых военных конфликтов до сих пор недолюбливают,- посоветовала Кристин.

Пищат ли устрицы

В остальные дни нашим гидом стали подробный путеводитель по Франции, карта и собственное настроение. А оно манило, первым делом, к величественнейшему аббатству Мон Сан-Мишель. Это грандиозное сооружение заметно еще издалека. Целый архитектурный комплекс расположен на полуострове, однако во время частых океанских приливов полуостров становится островом. Порой от берега его отделяют аж 15 километров. Нам повезло, мы добрались по суше.

Построенное несколько веков назад культовое сооружение, на первый взгляд, превратилось исключительно в туристический центр. Узенькие каменные улочки с крутыми подъемами вверх, конечно, впечатляют. Но расположившиеся сплошной стеной по обе стороны этих улочек яркие витрины сувенирных магазинчиков, кафешек, ресторанчиков быстро возвращают в день сегодняшний. Но все равно Сан-Мишель впечатляет. И, как выяснилось, по сей день существует не только для туристов. Блуждая по закоулочкам Сан-Мишеля, мы заметили, как из какой-то почти потайной двери вышла монашка. Попробовали заговорить. Девушка, на наше счастье, говорила на английском и весьма дружелюбно была настроена. Правда, она так и не смогла выполнить нашу просьбу: как мы ни настаивали хоть одним глазком на одну минутку заглянуть за ту потайную дверь, пройти внутрь нам не было дозволено. «Сейчас идет служба, молятся монахи. И ничто не должно им помешать».

Зато монашка рассказала нам, что один из храмов аббатства по-прежнему действует. Правда, постоянно здесь монахи не живут. Каждый месяц из какого-нибудь французского монастыря в Мон Сан-Мишель приезжают по пять монахов или монахинь и молятся здесь. Совершить такое паломничество очень почетно. На прощанье наша новая знакомая согласилась-таки показать нам культовое помещение изнутри. «Ну-у, приходите завтра утром»,- пригласила девушка.

Однако на следующее утро у нас уже был запланировал новый маршрут. Теперь мы ехали в городок Канкаль, известный как устричная столица. Попробовать наисвежайших, только что выловленных устриц здесь можно в многочисленных ресторанчиках, расположившихся вдоль всей набережной. А можно завернуть на небольшой устричный базарчик прямо на берегу. Устрицы здесь разных размеров и, соответственно, по разной цене. Впридачу к дюжине (такими партиями их тут продают) вам еще дадут лимон. Хорошо бы еще иметь при себе специальный ножичек для вскрытия раковин.

Мы выбрали для себя последний вариант – купили на пробу дюжину деликатеса, взяли полагающийся лимон и расположились прямо на берегу. О том, что до нас подобным образом поступали не сотни, а тысячи людей, говорили горы пустых устричных раковин у самой кромки океана. Не уверена только, что им пришлось аналогичным же образом ломать голову: как вскрыть этот деликатес.

После некоторых мытарств, нашли выход – пригодился ключ от родной квартиры. Брр, но вот как только открылись взору внутренности – что-то такое сопливенькое – аппетит пропал. Признаюсь, так и не решилась «это» попробовать. Мнения моих спутников разошлись: одним новый продукт откровенно пришелся по вкусу, другие заключили: «не ела такого раньше, и больше есть не буду».

Зато все без исключения наворачивали с большим аппетитом блюда, которые нам предложили в небольшом семейном ресторанчике тут же на набережной. Особенно по вкусу пришлись знаменитые бретонские гречневые блины со всевозможными начинками. Кстати, будете в Бретани и решите отведать этих самых блинов, ищите в меню слово «галеты» - там они так называются. А еще впечатлила тамошняя манера готовить салат. Берется внушительных размеров тарелка. В нее рвут крупными кусками листья салата (никто его там не режет). Сверху крошат свежие шампиньоны и помидоры. Посыпают все твердым натертым сыром и сверху выдавливают сок лимона. Вкус, надо сказать, отменный. А полезно как! И, что немаловажно для вечно борющихся с лишними килограммами, огромная тарелка притупляет бдительность желудка и после этого пучка салата с сырыми шампиньонами чувствуешь себя ужасно объевшимся. Пробовала по возвращении сделать такой же салат дома. Не то, признаться: салат у нас не такой ядрено-сочный, а шампиньоны не столь ароматные. Но ничего, есть можно. Впрочем, чего это мы все о хлебе насущном…

Ты какой бензин заливал?

Третий день нашего путешествия близился к вечеру. На этот раз мы познакомились со столицей Бретани – городом Ренн. На обратном пути закупили вина и провизии и мечтали остановиться для небольшого пикничка на обочине. Остановились. Не для пикника только.

- Что-то дергается машина…- напряглась наш водитель вскоре после выезда из города на трассу. Мы проехали еще несколько километров, а опасения подруги насчет состояния авто только усиливались. Наконец, машина встала.

Мы на обочине федеральной трассы. Машины мимо летят с такой скоростью, что наш «Опель-Зафира» покачивает, когда они проносятся мимо. Времени девятый час вечера, начинает смеркаться.

Достаем договор с компанией, которая предоставила нам авто в аренду. Как чувствовали ведь: когда брали машину, еще раз переспросили номер, на который можно звонить в экстренном случае. В договоре его нам подчеркнули красным маркером. Набираем номер. На том конце провода нам отвечают: поскольку поломка у вас случилась на федеральной трассе, сначала следует позвонить и поставить в известность жандармерию, потом уже перезванивайте нам. Что поделаешь. Звоним в жандармерию. И снова набираем телефон фирмы. Нам обещают выслать эвакуатор.

Машина с оранжевыми мигалками появляется на горизонте минут через 15. Пытаюсь заговорить с водителем.

- Вы говорите по-английски?- с привычной фразы начинаю разговор.

- А вы говорите по-французски?- парирует он.

Вот и поговорили. Парень заглянул под капот и направился к своему эвакуатору. Видим, опускает платформу. Значит, чинить машину на месте нам никто не будет, заберут.

- А как же мы?- осторожно уточняем.

- Двое могут сесть ко мне в кабину, остальные – в салон вашей.

Мы ломать компанию не стали. Только француз закрепил наше авто на своем эвакуаторе, мы снова собрались всей компанией в салоне своего «Опеля». И через пару секунд поднялись над дорогой вместе с платформой. «Да-а, так, пожалуй, мало кто из туристов путешествовал по дорогам Франции – на высоте, да еще при включенных «мигалках»,- радовались мы неожиданно свалившемуся на нас приключению.

Стоит отметить сервис автокомпании. Нас привезли в обычную ближайшую авторемонтную мастерскую, у которой с фирмой, вероятнее всего, заключен договор на обслуживание. Здесь дали возможность позвонить в офис, откуда нам уже заказали такси. Такси прибыло за нами уже через 10 минут и до Сан-Мало, от которого нас пока отделяло больше 50 километров, довезли за счет фирмы. А на следующий день за нами прибыло очередное такси. Нам предстояло снова путешествие в Ренн, где мы оставили свой автомобиль. В местном офисе компании нам предложили замену – «Пежо-307SV». До конца нашего путешествия новая машинка нас не подвела.

Есть подозрения, что и предыдущая была бы не столь плоха, если бы мы не напутали с бензином. Вместо указанного в договоре «дизеля», три дня мы заправляли машину 95-м бензином. Выяснилось это уже в последний день нашей поездки, когда мы пришли в парижский офис вернуть «Пежо». Пришлось заплатить за ремонт посаженного двигателя. Этот опыт послужит нам в будущих путешествиях, решили мы.