23 октября 2007, 08:00 Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Письма из Ставрополя. Время, люди и власть

Вторая жизнь, которой живет город и которая неотделима от всякого другого проявления урбанизма – это жизнь управляющих городом, исполнительной власти. Однако в Ставрополе жизнь горожан и жизнь властных структур до странности, а порой до абсурда не пересекаются. Чем, вы спросите, занимается власть? А шут его знает. Конечно же, это взгляд стороннего наблюдателя, который, впрочем, попытаюсь обосновать.

Дорожный садизм

Во-первых, больная мозоль всех городов – ЖКХ и дороги. Если про коммуналку можно промолчать (здесь она более-менее функционирует, по крайней мере, вода и газ в домах есть, хотя и отключаются с завидным постоянством). Но вот дороги… даже в центре города то и дело натыкаешься на разбитый или вспученный асфальт. Местами он до такой степени старый, что щебень больно давит на ступню даже через подошву обуви. Транспорт здесь уже никто не бережет – авто разбиваются за месяцы.

Ставрополю в этом году исполняется 230 лет, однако за все это время дорожная сеть мало изменилась. Дороги здесь не расширяются - движение по городу по большей части одностороннее. Длинные пробки на узеньких улочках стоят целыми днями. С ностальгией вспоминаю челябинские автомобильные дороги и тротуары. Хозяйственные способности и возможности мэров городов познаются, как и все прочее, в сравнении. Не сочтите за подхалимство, но Юревича я даже немножко больше зауважала после того, как пришлось отказаться в Ставрополе от своих любимых туфель – слишком трудно в них ходить по ставропольским дорогам. В Челябинске в этой обуви я, что называется, летала.

С освещением улиц здесь тоже беда. В центре, как и положено, фонари горят, впрочем – через раз. Но улица-две от центра – и все, здесь, что называется, молодежь дружит. В том смысле, что темнота – ее друг. Возникает предположение, что деньги, заложенные в бюджет на освещение, воруют. Кстати, Ставрополь – и этот факт, можно сказать, общепризнанный – один из самых коррумпированных городов ЮФО. По свидетельству местных бизнесменов, решать проблемы в администрацию здесь, не «подстраховавшись» предварительно энной суммой денег, не ходят. Говорят, даже работать в администрацию без взятки не попадешь, хотя в самой администрации это отрицают.

Кто в прикупе

Пример коррумпированности – закон о запрете азартных игр на территории края. В Ставрополе они стоят целые и невредимые. Закон никто не исполняет. Правда, вывески сняли. Но содержимое помещений не тронули. Местные жители утверждают, что большая часть залов игровых автоматов принадлежит высшим чинам милиции и судейству. Эти, как известно, хоть с кем договорятся. А вот цитата из статьи журналиста ставропольского АиФ: «Стоит отметить интересную деталь: так как львиная доля ставропольского игорного бизнеса с июля находится вне закона, то уже больше месяца она не облагается никакими налогами. И, есть мнение, что та часть выручки, которая раньше шла в государственную казну, сегодня уходит на поддержание «безразличия» к проблеме тех, кому следовало бы ее решать».

Еще одна проблема Ставрополя – общественный транспорт. По городу ездят несколько сироток-троллейбусов и маршрутные такси. Автобусный парк разорили в 90-х годах (по всей видимости, кто-то наварил на банкротстве). Причем маршрутки принадлежат не какому-то одному предпринимателю или нескольким ИП. У каждой машины – свой хозяин. Маршруты, как и маршрутки, продаются. Средняя стоимость маршрута – 180 тысяч рублей. Такое положение вещей сказывается, конечно, и на качестве перевозок, и на ответственности в большинстве своем нанятых водителей за жизни пассажиров. Рассказывают, что был в городе герой, который попытался систематизировать маршрутный бизнес. Просуществовало ИП около года. Затем стало нерентабельным по причине тех же дорог и водителей, которые не берегли машины. Основная выручка стала уходить на ремонты, и предприниматель распродал активы…

Однако вот странное сопровождение всем городским неудобствам – в Ставрополе каждый второй испытывает устойчивый, ничем не рушимый пиетет к власти. Приезжие, делающие вид, что разбираются в особенностях ставропольского характера, утверждают, что пиетет этот обусловлен происхождением «от сохи». Мне кажется, такое утверждение примитивно. Дело в другом. Отношение к власти здесь такое же, как некогда к старейшинам, аксакалам. Это уважение к людям более опытным, обладающим большими возможностями и способными изменить жизнь тех, кто им так или иначе подчинен. Уважение, не предполагающее, что кто-то перед кем-то будет либезить. Это отношение уважающего себя человека к другому, заслуживающему уважения. Но если тот другой проштрафился – все, пиши пропало.

Таксист с «нордическим» характером

Отдельный разговор – местные таксисты. Не рассказать о них не могу – наболело. Говорят, чтобы быть военным, нужно обладать определенным складом характера и психики, так, видимо, и ставропольские таксисты подбираются по одним весьма забавным и странным параметрам. Во-первых, ни один из них (а пользоваться этим видом транспорта приходится ежедневно), так вот, ни один (!) из них не знает, где находится конкретный дом по какой-либо улице. Если этого не знает и пассажир, то искать адрес таксист может дольше, чем длится сама дорога из точки «а» в точку «б». Причем сами таксисты признаются, что живут в Ставрополе вечность, к тому же сам город – размером с один район Челябинска.

Смешной пример (впрочем, мне тогда было не до смеха). Прошу отвезти меня до краевой Думы (здесь ведомство вроде нашего ЗСО носит название Государственной Думы края, ни много, ни мало). Подъезжаем к месту назначения. Таксист, совершенно игнорируя этот факт, не сбавляя скорости проносится мимо здания, которое я печально провожаю глазами. Заранее зная ответ, тем не менее, спрашиваю изувера, зачем он это сделал. На что слышу поток бранных слов в сторону местных парламентариев и заявление, что саму Думу уважаемый гражданин видал в известном месте, и знать, где она находится, не обязан.

Похожи на таксистов и диспетчеры, которые принимают вызовы. На вопрос, есть ли машина в таком-то районе, девушка елейным голоском отвечает: да, есть, я перезвоню вам через три минуты. Ты, окрыленная надеждой, что через три минуты будешь ехать в нужном направлении, благодаришь. И действительно, через три минуты раздается звонок, и девушка еще более елейным голоском сообщает, что машина может подъехать только минут через 15-20 (в лучшем случае), и спрашивает, будем ли мы ждать?..

Время течет медленно

Однако все эти важные в повседневной жизни вещи в Ставрополе, как ни крути, отходят на второй план. Потому что город сам по себе красив. Кажется, что он разбит в лесопарке, до того здесь много зелени. Ставрополь утопает в цветах: на клумбах цветут такие композиции, что стоять и смотреть можно часами. В этом городе потрясающие аллеи. Одну, которая ведет от моего дома до работы, местные называют Бродвеем. Хотя Бродвею до нее далеко. Это аллея в чеховском стиле, с переплетающимися верхушками каштанами, оставляющими небу лишь маленькие лужицы в своей кроне. С видавшими виды, но до сих пор действующими, причудливыми фонтанами.

Каштаны начинают падать в сентябре. Маленькие ощетинившиеся зеленые шары, когда их берешь в ладонь, похожи на только что вылупившихся цыплят: там, под зеленой кожицей, коричневый мягкий, кажется, живой организм. В этой аллее чувствуется течение времени. Ты сидишь на старой, и от этого трогательно уютной скамейке, и смотришь на суету вокруг тебя. Хотя суета – громко сказано. В Ставрополе жить не торопятся, здесь чувствуют жизнь, вкушая максимум пользы и удовольствия. Наверное, это и есть Кавказ. Посидеть, поговорить о том, о сем – излюбленное занятие местных жителей. Даже в рабочее время. Здесь и журналисты уходят на обед в какую-нибудь кафешку на час, в строго отведенное законом время. А чиновникам с часу до двух лучше вообще не звонить: обеденное время – святое. Дела здесь делаются неспешно, с многократным обдумыванием ходов и действий. Кстати, на скамейках в парке люди работоспособного возраста сидят с раннего утра до позднего вечера.

Спустя пару дней и я поняла прелесть «уличного» времяпрепровождения. Гулять в Ставрополе – одно удовольствие. Воздух! Не поддается описанию. И до сих пор температура в районе +20.

Фото автора.








Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск