27 сентября 2007, Автор: Алла СКРИПОВА
Первое, что бросается в глаза в аэропорту, - языческий памятник среди блестящих витрин магазинов «дьюти-фри». С храма начинается территория отеля. В ресторане тут и там расставлены разноцветные памятники божествам. А дорога на пляж пролегает через храмовые ворота. Бог многолик, он везде и всюду заботится о тебе. И даже законченный атеист невольно проникается благоговением перед высшими силами. Многие отели стилизованы под древний храм, в этом их особое очарование. Так, помимо необычной архитектуры и аромата благовоний нас ждала культурная программа. Три раза в день в центре ресторанного зала усаживались два музыканта и услаждали наш слух. Играли они на замысловатом ударном инструменте из полых труб. Несмотря на общую восточную тональность, мелодии не повторялись. Наверное, это была импровизация.
Во время пребывания на острове жгучее любопытство к нравам и обычаям местных жителей постепенно сменяется странным ощущением. Будто машина времени перенесла тебя в новую реальность. Судите сами. Религия балийцев представляет собой некий симбиоз индуизма и буддизма с элементами древних верований. Их жизнь наполнена смыслом, непонятным нам, циничным представителям западной цивилизации. Островитяне, к примеру, легко сочтут за божество любое живое существо – от ящерицы до слона. И тут же воздадут ему невиданные почести…
Бали сплошь усыпан памятниками и пантеонами, как пляжи песком. В каждом доме есть личный храм, а в любой деревне – несколько общих. Всего на острове более 20 тысяч храмов, посвященных богам и духам. Вообще, жизнь балийской семьи течет по раз и навсегда заведенному сценарию: сначала строится храм, потом - дом. Если на возведение жилища денег не осталось, то обходятся храмом. Спят и кушают прямо на улице. Так сказать, на свежем воздухе. «Ноу проблем», - улыбнулся нам один из таких поселенцев и показал рукой на солнце. Действительно, когда круглый год плюс 30 градусов, можно обойтись и без крыши над головой.
Зато нельзя пропускать множественные ритуалы. Ранним утром на улицах балийской деревеньки или городка на удивление многолюдно. Люди идут в общий храм, несут фрукты, овощи, другую еду – освятить в честь праздника. Затем все кушанья уносят домой: боги свое откусили, можно и нам. Кстати, на Бали 210 государственных праздников в году – дни певчих птиц, музыкальных инструментов, праздники огня, воды, земли, камня, а также множество частных знаменательных дат – первого зуба ребенка, первого шага и так далее. «Эвридей – холидей», - мило улыбается наш гид. В переводе с английского это означает «каждый день – праздник». Так что не удивляйтесь закрытым посреди недели дверям банка, магазина или ресторана.
Разглядывая сувениры в уличных лавках, я случайно наступила на что-то мелкое и мягкое. В ужасе отпрыгнула в сторону – неужели змея или скорпион какой-нибудь?! Вглядевшись, обнаружила, что невольно совершила… богохульство. Оказывается, под ноги мне попалось лукошко с традиционным подношением святым духам.
Местные жители не начинают ни одного дела, не воздав подношений богам. Сначала надо задобрить духов, считают они. Причем подарки делаются как злым, так и добрым божествам. Так сказать, на всякий случай. Лукошки и веночки плетут из кокосовых или банановых листьев. Туда кладут рис, лепестки орхидей, палочки с благовониями. Затем ставят горящие свечки и раскладывают подарки перед статуями богов, домами, в супермаркете, в отелях, на обочинах дорог, скамейках или прямо на тротуаре. У знакомого водителя Команга лукошко с цветочками стояло на панельной доске автомобиля. А служащий, убиравший наш номер (на Бали горничными работают только мужчины), в знак заботы каждый день ставил под дверь лукошко с цветками и фруктами. Поэтому дверь приходилось открывать с особой осторожностью.
Кстати, решение преподнести подарок Богу может настичь балийца спонтанно. Собрался, к примеру, удить рыбу – надо подарить океану цветок лотоса. Задумал заработать на туристах – преподнеси божку у входа в отель часть своего обеда и так далее. Фокус в том, что за венком далеко ходить не надо. Они продаются на каждом углу, как у нас семечки или мороженое. Как-то я спросила нашего гида Оку, чем занимается его мама.
- Готовит подношения, - на полном серьезе ответил он.
- А работает-то где?
- Это и есть ее работа, - изумился непонятливости русской туристки Ока.
Если вы встретили на улице красочную процессию поющих и танцующих людей, будьте уверены – это…похороны. Дело в том, что в индуизме смерть считается ступенью, ведущей к новой жизни. А хорошая реинкарнация, то есть переход в более счастливую сущность, - это цель и мечта всей жизни балийца. Больше всего он боится после реинкарнации превратиться в камень, дерево или, что хуже всего, в собаку. Чтобы этого не случилось, при жизни надо сделать много хороших дел. Да и смерть встречать с улыбкой.
В общем, похоронная процессия скорее напоминает веселый карнавал. Проходит она на бегу: гроб с покойным постоянно трясут и раскручивают, а сама процессия движется зигзагами. Зачем? Оказывается для того, чтобы сбить с толку душу и затруднить ей обратную дорогу в старое тело. А также запутать злых духов. Вообще, у балийцев странное мнение о духах. С одной стороны, они их страшно боятся. Поэтому у ворот храмов ставят каменные изваяния чудовищ. С другой стороны, считают духов на редкость глупыми и недалекими. Мол, они умеют ходить лишь по прямой. Значит, надо сделать в храмах извилистые проходы и таким образом обмануть. Люди догадаются, куда пройти, а духи так и останутся стоять перед глухой стеной.
Но вернемся к церемонии похорон. Гроб устанавливают на вершине длинной бамбуковой башни. Иногда она достигает десятиэтажной высоты. Балийцы верят, что в этом случае душа, выйдя изо рта усопшего, устремится прямо в рай. «Хорошей реинкарнации способствует жаркая кремация», - сказал гид Ока. Мы думали, он шутит. Но Ока продолжал рассказывать, как с наступлением темноты траурное сооружение вспыхивает ярким огнем. Прах собирают в урну, несут к воде и развевают по ветру. При этом все поют и пляшут. Радуются, что душа ближнего окончательно освободилась.
Главный храм, который нужно посетить во время путешествия на Бали, - священный Танах Лот. Он сооружен в XVII веке и находится на скале в открытом море в ста метрах от берега. В лучах заходящего солнца символ Бали выглядит торжественно и ужасающе одновременно, а попасть туда можно только во время отлива.
Танах Лот берет свое название от слов «тана» - суша и «лот» - море. Легенда гласит, что храм основал странствующий индуистский священник Данг Хьянг Нирартха. Он пришел сюда на лучезарный свет, испускаемый священным источником. Однажды во время медитации Нирартха сдвинул скалу, на которой сидел, в открытое море. И решил основать на ней храм, защищающий остров от эпидемий и голода. Подниматься по вырубленной в скале лестнице и заходить внутрь храма разрешено только истинно верующим.
Туристов пускают лишь постоять на песке и выпить глоток святой воды из родника у подножия скалы. Здесь всегда очередь из желающих пройти буддийский обряд очищения. За несколько рупий священники окропят вас святой водой и приклеят на лоб цветочек лотоса или стружку кокоса. А еще говорят, что именно здесь проходит главный энергетический пояс мира. Правда это или выдумка – решать вам. Но головокружительная расслабленность и причастность к мифу еще долго будет греть душу туриста.
Как ублажить бога
Мы летели на остров вечного лета. Близость к экватору, жаркое дыхание солнца, пальмовые джунгли и мощные волны океана – о чем еще может мечтать человек из страны, где почти полгода царит зима?! Но, оказавшись на краю света, мы увидели нечто большее - последний рай на земле. Именно так Бали называл Джавахарлал Неру. Бесчисленное количество храмов, запутанный пантеон святых причудливо сочетаются с живописной природой, великолепным климатом и пленительной непосредственностью островитян. Глядя, как они истово следят за чистотой души и одухотворяют каждый живой и неживой предмет, осознаешь: ты попал на остров Богов.
Пляжный спаситель
Первое, что бросается в глаза в аэропорту, - языческий памятник среди блестящих витрин магазинов «дьюти-фри». С храма начинается территория отеля. В ресторане тут и там расставлены разноцветные памятники божествам. А дорога на пляж пролегает через храмовые ворота. Бог многолик, он везде и всюду заботится о тебе. И даже законченный атеист невольно проникается благоговением перед высшими силами. Многие отели стилизованы под древний храм, в этом их особое очарование. Так, помимо необычной архитектуры и аромата благовоний нас ждала культурная программа. Три раза в день в центре ресторанного зала усаживались два музыканта и услаждали наш слух. Играли они на замысловатом ударном инструменте из полых труб. Несмотря на общую восточную тональность, мелодии не повторялись. Наверное, это была импровизация.
Во время пребывания на острове жгучее любопытство к нравам и обычаям местных жителей постепенно сменяется странным ощущением. Будто машина времени перенесла тебя в новую реальность. Судите сами. Религия балийцев представляет собой некий симбиоз индуизма и буддизма с элементами древних верований. Их жизнь наполнена смыслом, непонятным нам, циничным представителям западной цивилизации. Островитяне, к примеру, легко сочтут за божество любое живое существо – от ящерицы до слона. И тут же воздадут ему невиданные почести…
Бали сплошь усыпан памятниками и пантеонами, как пляжи песком. В каждом доме есть личный храм, а в любой деревне – несколько общих. Всего на острове более 20 тысяч храмов, посвященных богам и духам. Вообще, жизнь балийской семьи течет по раз и навсегда заведенному сценарию: сначала строится храм, потом - дом. Если на возведение жилища денег не осталось, то обходятся храмом. Спят и кушают прямо на улице. Так сказать, на свежем воздухе. «Ноу проблем», - улыбнулся нам один из таких поселенцев и показал рукой на солнце. Действительно, когда круглый год плюс 30 градусов, можно обойтись и без крыши над головой.
Зато нельзя пропускать множественные ритуалы. Ранним утром на улицах балийской деревеньки или городка на удивление многолюдно. Люди идут в общий храм, несут фрукты, овощи, другую еду – освятить в честь праздника. Затем все кушанья уносят домой: боги свое откусили, можно и нам. Кстати, на Бали 210 государственных праздников в году – дни певчих птиц, музыкальных инструментов, праздники огня, воды, земли, камня, а также множество частных знаменательных дат – первого зуба ребенка, первого шага и так далее. «Эвридей – холидей», - мило улыбается наш гид. В переводе с английского это означает «каждый день – праздник». Так что не удивляйтесь закрытым посреди недели дверям банка, магазина или ресторана.
Взятка для Всевышнего
Разглядывая сувениры в уличных лавках, я случайно наступила на что-то мелкое и мягкое. В ужасе отпрыгнула в сторону – неужели змея или скорпион какой-нибудь?! Вглядевшись, обнаружила, что невольно совершила… богохульство. Оказывается, под ноги мне попалось лукошко с традиционным подношением святым духам.
Местные жители не начинают ни одного дела, не воздав подношений богам. Сначала надо задобрить духов, считают они. Причем подарки делаются как злым, так и добрым божествам. Так сказать, на всякий случай. Лукошки и веночки плетут из кокосовых или банановых листьев. Туда кладут рис, лепестки орхидей, палочки с благовониями. Затем ставят горящие свечки и раскладывают подарки перед статуями богов, домами, в супермаркете, в отелях, на обочинах дорог, скамейках или прямо на тротуаре. У знакомого водителя Команга лукошко с цветочками стояло на панельной доске автомобиля. А служащий, убиравший наш номер (на Бали горничными работают только мужчины), в знак заботы каждый день ставил под дверь лукошко с цветками и фруктами. Поэтому дверь приходилось открывать с особой осторожностью.
Кстати, решение преподнести подарок Богу может настичь балийца спонтанно. Собрался, к примеру, удить рыбу – надо подарить океану цветок лотоса. Задумал заработать на туристах – преподнеси божку у входа в отель часть своего обеда и так далее. Фокус в том, что за венком далеко ходить не надо. Они продаются на каждом углу, как у нас семечки или мороженое. Как-то я спросила нашего гида Оку, чем занимается его мама.
- Готовит подношения, - на полном серьезе ответил он.
- А работает-то где?
- Это и есть ее работа, - изумился непонятливости русской туристки Ока.
Секреты реинкарнации
Если вы встретили на улице красочную процессию поющих и танцующих людей, будьте уверены – это…похороны. Дело в том, что в индуизме смерть считается ступенью, ведущей к новой жизни. А хорошая реинкарнация, то есть переход в более счастливую сущность, - это цель и мечта всей жизни балийца. Больше всего он боится после реинкарнации превратиться в камень, дерево или, что хуже всего, в собаку. Чтобы этого не случилось, при жизни надо сделать много хороших дел. Да и смерть встречать с улыбкой.
В общем, похоронная процессия скорее напоминает веселый карнавал. Проходит она на бегу: гроб с покойным постоянно трясут и раскручивают, а сама процессия движется зигзагами. Зачем? Оказывается для того, чтобы сбить с толку душу и затруднить ей обратную дорогу в старое тело. А также запутать злых духов. Вообще, у балийцев странное мнение о духах. С одной стороны, они их страшно боятся. Поэтому у ворот храмов ставят каменные изваяния чудовищ. С другой стороны, считают духов на редкость глупыми и недалекими. Мол, они умеют ходить лишь по прямой. Значит, надо сделать в храмах извилистые проходы и таким образом обмануть. Люди догадаются, куда пройти, а духи так и останутся стоять перед глухой стеной.
Но вернемся к церемонии похорон. Гроб устанавливают на вершине длинной бамбуковой башни. Иногда она достигает десятиэтажной высоты. Балийцы верят, что в этом случае душа, выйдя изо рта усопшего, устремится прямо в рай. «Хорошей реинкарнации способствует жаркая кремация», - сказал гид Ока. Мы думали, он шутит. Но Ока продолжал рассказывать, как с наступлением темноты траурное сооружение вспыхивает ярким огнем. Прах собирают в урну, несут к воде и развевают по ветру. При этом все поют и пляшут. Радуются, что душа ближнего окончательно освободилась.
Чудеса Танах Лота
Главный храм, который нужно посетить во время путешествия на Бали, - священный Танах Лот. Он сооружен в XVII веке и находится на скале в открытом море в ста метрах от берега. В лучах заходящего солнца символ Бали выглядит торжественно и ужасающе одновременно, а попасть туда можно только во время отлива.
Танах Лот берет свое название от слов «тана» - суша и «лот» - море. Легенда гласит, что храм основал странствующий индуистский священник Данг Хьянг Нирартха. Он пришел сюда на лучезарный свет, испускаемый священным источником. Однажды во время медитации Нирартха сдвинул скалу, на которой сидел, в открытое море. И решил основать на ней храм, защищающий остров от эпидемий и голода. Подниматься по вырубленной в скале лестнице и заходить внутрь храма разрешено только истинно верующим.
Туристов пускают лишь постоять на песке и выпить глоток святой воды из родника у подножия скалы. Здесь всегда очередь из желающих пройти буддийский обряд очищения. За несколько рупий священники окропят вас святой водой и приклеят на лоб цветочек лотоса или стружку кокоса. А еще говорят, что именно здесь проходит главный энергетический пояс мира. Правда это или выдумка – решать вам. Но головокружительная расслабленность и причастность к мифу еще долго будет греть душу туриста.