5 апреля 2007, Автор: Светлана СИМАКОВА

Законодательница моды на свободу

Законодательница моды на свободу

Голландия покорила Петра Первого. Он построил на Неве город, похожий на Амстердам, хотя позднее Петербург чаще стали сравнивать с Венецией. Сегодня российские туристы без труда находят сходство между столицей Голландии и Северной Пальмирой. Не потому ли они влюбляются в Амстердам с первого взгляда? «Не только потому», - считает недавно вернувшийся из Голландии Алексей ПЕЛЫМСКИЙ.

Генеральный директор Челябинской филармонии оказался в Голландии по делам службы – был приглашен на фестиваль современного искусства. Голландцы предложили обмениваться культурными проектами с городами России. Проект «Panopticon, всевидимое место» - уже вторая ласточка такого проекта в Челябинске. Первой был «Этноджаз». Есть договоренности еще на четыре концерта. Условились и об обменных театральных проектах.

Симфонический оркестр и… обнаженная певица

- Возможно, уже на следующий фестиваль «Камерата» мы что-то привезем из Голландии.

- Чем удивила вас эта маленькая страна?

- Всем. Я был там впервые. Поразил фестиваль современного искусства, на который мы были приглашены. В день посещали по четыре концерта – от симфонической музыки до современных ритмов. И вот представьте себе, огромный Королевский театр, на сцене симфонический оркестр, выходит обнаженная певица…

- В общем, Голландия?

- Да… Она остается законодательницей моды на свободу во всех проявлениях. Достаточно интересный подход к синтезу классики и современного искусства. У них сегодня процветают именно такие проекты, в отличие от нас.

- На улице эта особенная голландская мода на свободу тоже чувствуется?

- Это город, в котором мне хотелось бы жить. Раньше мне нравились Стокгольм и Прага. Теперь их затмил Амстердам. Он понравился мне больше. Красота, архитектура, дух особенный в этом городе. После фестиваля мы остались в Голландии еще на два дня. Чтобы посмотреть музеи, познакомиться с архитектурой. Поражает, что город стоит и продолжает строиться на воде. Насыпается под фундамент почва и вырастает дом. Наш Петербург, действительно, очень похож на Амстердам. Петр Первый в этом преуспел. Каналы, камень. Кстати, голландцы очень чтят Петра. Много музеев, ему посвященных. Город небольшой, его можно обойти пешком. Основу города составляют университеты. Много студентов.

А «Подсолнухов» нет

- Чувствуется, что 18-ый век дал миру 3000 голландских художников?

- Еще бы! Музеи и галереи на каждом шагу. Только творчеству Ван Гога отведено пять этажей огромного здания. И всюду публика… я удивился – огромный зал, где проходили концерты фестиваля, был всегда битком.

- Какое впечатление от обилия Ван Гога?

- Нет слов. Я обошел все пять вангоговских этажей. Правда, мы не нашли там его знаменитых «Подсолнухов». Оказалось, что картина в тот момент находилась в экспозиции другого музея. Мы отправились туда.

- Только искусство? Или улицы «красных фонарей» тоже входили в вашу программу?

- А как же? Я себе представлял их несколько по-другому, потому что много слышал об этой «достопримечательности» Амстердама. Но, честно признаюсь, впечатление от увиденного совсем другое. Может быть, не следовало ничего себе представлять в воображении? Ну, что? Стоят женщины в освещенных окнах…

-Красавицы?

- Разные.

- На все вкусы, вы хотите сказать?

- Ха! Точно!

Все с листиком

- А курительные дела впечатлили?

- Баночки самых разных размеров, есть подарочные, яркие. Можно купить в любом ларьке. Хотел приобрести в качестве сувенира. Спутники отговорили, побоялись, что меня на таможне арестуют.

- Какие сувениры предлагает Голландия?

- Кружки, украшенные листиком марихуаны, футболочки и прочие вещицы с той же символикой. Ну, и сами баночки с травой – обязательно. В подарочной упаковке.

- Как выглядят прохожие? Говорят, голландцы побили все рекорды по равнодушию к тому, во что и как одеваться.

- Совершенно верно. Одеты все очень демократично. Наши люди с вечера продумывают, что они наденут с утра. Это же видно. А там к одежде относятся абсолютно спокойно. Даже в Королевском театре я не увидел ни вечерних платьев, ни мехов с бриллиантами… Джинсы, майки, куртки, демократичные пиджаки…

- А галстуки?

- Очень редко. Может, не видел клерков?

На фоне голландцев мы – загнанные лошади

- Что показалось совершенно необычным для нашей страны?

- Спокойствие людей. Суеты никакой. Люди сидят в уличных кафе, разговаривают, спокойно прогуливаются. Я вынес впечатление: голландцы работают для того, чтобы потом отдыхать. И работают в удовольствие. Все спокойно, никто никуда не бежит. Мы на их фоне как загнанные лошади. Мы живем, чтобы работать, чтобы успеть. Это у нас чувствуется во всем. А у них жизнь совсем другая, отношение к жизни иное. Мы долго к этому не придем, если когда-нибудь придем вообще.

- Может быть, потому что они совсем другие?

- Уровень жизни другой. И, конечно, это складывалось веками. Другой менталитет. Что делать? Кому-то повезло, что он там родился…

- Что особенного в кухне, в кафе – пирожное, кофе?

- Голландия – это сыр! Огромное количество сортов сыра. Я даже домой привез. Это что-то особенное! У нашего голландского сыра только название от Голландии. И ничего общего. Голландские сыры – это незабываемый вкус. Все остальное очень похоже на другие города Европы. И кафе на улицах, и кондитерские, и запахи кофе и плюшек.

- И всюду цветы?

- Улицы цветов! Километровые цветочные рынки! От невероятной красоты цветов до луковиц. Я купил две огромные луковицы. Не вспомню сейчас названия. У нас дома уже вырос и зацвел красавец.

Фото с сайта bibliotekar.ru