19 марта 2007, Автор: Дина ИЛЬИНА

После Пол Пота

После Пол Пота

В один из дней гид отвез нас в "сахарную деревню". Сахар, очень вкусный, готовят из сока пальмы особого сорта. «Этими листьями по приказу Пол Пота убивали», - рассказывал нам гид. – «Как это?» - «Сушили, а потом ими резали горло... смерть была долгой и мучительной». Я потрогала сухой лист пальмы. На ощупь как пластиковый нож для разрезания бумаг. Сколько же часов проходило, прежде чем несчастный, истекающий кровью, умирал?!

 (Окончание).

В Камбодже нет ограничения порога рождаемости, как в Китае или во Вьетнаме, где за третьего ребенка надо платить государству. Напротив, население призывают: "Плодитесь и размножайтесь!". Надо восстановить хотя бы то количество населения, что было до пришествия к власти Пол Пота. В противном случае, как считают власти, страну заполонят вьетнамцы и китайцы, а кхмеры растворятся в их массе.

Что до младенцев, то при Пол Поте восемнадцать новорожденных из тысячи умирали. Сейчас только десять. Есть бесплатные больницы, хотя таковых и немного. В государственную клинику Сан Риепа едут со всей округи. По пять человек на одном мотобайке. Что же касается автомобилей, то я и не предполагала, сколько пассажиров может набиться в одну легковушку, куда там нашим анекдотам про "Запорожец"! В салон старенькой "Тойоты" помещается человек семь. Еще четверо сидят ... в багажнике, придерживая руками крышку. О микроавтобусах, аналогах наших "Газелей", и говорить не приходится. Едут на крыше, на боковых стойках, задняя дверь открыта и оттуда свешиваются ноги, сидящих прямо на полу пассажиров. Общественного транспорта нет.

Население показалось нам вполне приветливым. Туристам рады, для местных жителей приезжие гости - источник заработка. В один из дней гид отвез нас в "сахарную деревню". Сахар, очень вкусный, готовят из сока пальмы особого сорта.

- Этими листьями по приказу Пол Пота убивали, - рассказывал нам гид.

- Как это?

- Сушили, а потом ими резали горло... смерть была долгой и мучительной.

Я потрогала сухой лист пальмы. На ощупь как пластиковый нож для разрезания бумаг. Сколько же часов проходило, прежде чем несчастный, истекающий кровью, умирал?! Как жаль эту многострадальную страну... Захотелось чем-то угостить местных ребятишек. Порылась по карманам, нашла только "Тик-так" и насыпала белые горошины в ребячьи ладошки.

- Сенкью, - вежливо, но с достоинством благодарили дети.

Потом нас позволили осмотреть дом - очень высокий, на сваях. Две комнаты, никакой мебели, только бамбуковые настилы и посуда. В углу сидела седая, стриженая почти наголо старушка - самая старшая в семье из десяти человек. Похоже, она была чуть навеселе.

- Бедно живут! - вздыхали мы в автобусе.

- Да, бедно, - соглашался гид. - Но не голодно. При Пол Поте люди получали по сто граммов риса в день. А сейчас они выращивают рис для себя - им хватает, чтобы прокормиться. И если вы хотите им помочь, то не давайте деньги просто так, лучше купите что-нибудь, тот же сахар.

Сахар мы купили и грызли его до самого отеля с большим удовольствием. А гид сокрушался по поводу того, что страна почти перестала поставлять рис на экспорт. "Второго хлеба" хватает только для внутренних нужд, селяне предпочитают другие способы заработка. Зато сверчки (те самые, что попались мне в аэропорту), а также пауки остаются неотъемлемой частью экспорта. Этих насекомых поставляют в Таиланд, где свою живность уже почти всю съели. Кстати, сверчки нам попадались всюду - один из них упорно пытался забраться в наш номер, видимо понимал, что российские туристы его точно не съедят.

Реальная Камбоджа очень бедна. Население только-только выбирается из нищеты и антисанитарии. К примеру, одна дама из нашей группы заглянула в местную парикмахерскую и вышла оттуда с перекошенным лицом:
- Там одной девочке вшей вычесывают, это у них такая услуга!

Кстати, возле «сахарной» деревни, прямо на стволе пальмы, висел плакат с надписью по-английски: "Нет детскому секс-туризму!" Когда-то для Камбоджи это было одной из главных проблем. Возле отелей вместо дорожных знаков установлены предупредительные баннеры с грозными рисунками: турист (в шортах и темных очках) тянет руку к девочке (с портфелем в руках), затем он ее укладывает в койку, а последний рисунок - турист за решеткой.

- Сколько у вас дают за такое? - спросила я у гида.

- Десять лет. Сидят в наших тюрьмах, редко когда домой отпускают...

И все же у этих детей, которые не жили про Пол Поте, но знают о нем по рассказам взрослых, есть будущее. В эту пока еще бедную, но гордую страну, очень хочется вернуться лет через пять, когда люди здесь будут жить лучше.