5 марта 2007, Автор: Дина ИЛЬИНА

К богу на четвереньках

К богу на четвереньках

Перелет из Вьетнама в Камбоджу, которая ранее именовалась Кампучией, оказался настолько легким, что даже оставил чувство разочарования. Не очень строгий контроль на таможне, приличный зал ожидания с хорошей кофейней, где можно было курить. На тонкий запах табачного дыма мы шли, как собаки. Обнаружили столики с пепельницами под вытяжками, куда дым почти мгновенно улетучивался. Столики соседнего ряда украшали таблички с зачеркнутой сигаретой. Сидящие за ними табачного запаха не ощущали. Это я к тому, что в Юго-Восточной Азии пока уважают права как курящих, так и некурящих.

Меняю сельское хозяйство на туризм

Даже сорокаминутная задержка полета не испортила никому настроения. Сам полет длился 45 минут. Только взлетели, отстегнули ремни, съели по сэндвичу, запили минералкой – легкий ужин на борту недолгого рейса. И – будьте добры, пристегнитесь! Самолет пошел на снижение.

Сан Риеп, город, где нам предстояло провести пять дней, находится северней Хошимина. Поэтому жары не было, тем более что приземлились мы вечером. Воздух показался дивным...

По освещенной фонарями дорожке, ведущей от аэропорта к автобусу, ползло крупное насекомое, по виду напоминающее гигантского кузнечика. Вдруг кузнечик подпрыгнул.

- Ой, - взвизгнула я, ухватив за рукав встречающего нас гида. - Что это за гадость? Боюсь!

- Это сверчок. Его жарят с чесноком и едят. Очень вкусно.

Сказать, что этим гид меня успокоил, нельзя. Но раз его едят, то значит сверчок не ядовитый, уже хорошо!

Как потом оказалось, с гидом – он попросил называть его Саней – нам сильно повезло. Он очень прилично говорил по-русски и при этом обладал даром хорошего рассказчика. Саня когда-то учился в Москве, в Тимирязевской академии, на агронома. В 2002-м вернулся домой, стал работать по специальности. Судя по всему, больших денег сельское хозяйство не приносило. Саня подрабатывал в ресторане – официантом с полномочиями менеджера. Как-то в ресторан заглянул известный российский тележурналист Михаил Кожухов, он собирался снимать фильм о Камбодже. Кожухов запутался в меню, Саня помог ему разобраться. Убедившись, что официант хорошо владеет русским, гость попросил сопровождать его по стране. А когда фильм был отснят, Кожухов сказал Сане: «Да ты прирожденный гид! Бросай свою агрономию, скоро сюда российские туристы валом повалят!».

Валом пока не повалили, но россияне сюда ездят все чаще. А Саня действительно напрочь завязал с сельским хозяйством, подался в турбизнес.

И на камнях растут деревья

- Завтра у нас начинаются экскурсии в храмовый комплекс. Там не требуют строгой одежды. Но девушкам советую надевать брюки или шорты. И, пожалуйста, обувь поудобнее подбирайте, без каблуков, - объявил нам Саня, когда мы ехали в гостиницу.

Совет оказался дельным. К храмам Сан Риепа ведут крутые лестницы. Настолько крутые, что карабкаться по ним на каблуках, да еще с развевающейся юбкой, не представлялось возможным. Но прежде чем добраться до самого высокого храма, нам показали то место, где снимался фильм «Лора Крафт, разрушительница гробниц».

- Пожалуйста, не отставайте от меня, не уходите в сторону, иначе заблудитесь, - просил всех Саня. А для пущей убедительности нагнал страху:

- Вообще-то все разминировали, но мало ли что может случиться...

Этой угрозы вполне хватило, чтобы мы следовали за гидом, как послушные бараны. Тем более что заблудиться и вправду здесь было немудрено. Сквозь развалины храма проросли самые настоящие джунгли. Я впервые видела деревья, которые росли одновременно вниз и вверх. Мощные корни насквозь пробивали древние камни.

Есть опасение, что деревья могут совсем уничтожить храм. Чтобы сохранить древность, рост деревьев замедляют – подрезают им корни.

- Что-то очень знакомое! – произнесла я вслух.

- В кино видела, про Лору Крафт, - подсказали мне.

- Да я на этом фильме уснула, скучным показался, - отмахивалась я. - Вспомнила! В книге про Маугли! И в мультике этот храм есть.

Дома, в России, порывшись в Интернете, нашла информацию, что Редъярд Киплинг, побывав именно здесь, в «Храме джунглей», решил написать свою знаменитую сказку.

Чудо света

Один очень уважаемый мной человек, кандидат философских наук, писатель, узнав о том, что я была в Камбодже, с завистью выдохнул: «И ты видела Ангкор Ват?» «Да!» - с гордостью ответила я.

Ангкор Ват – самый красивый и величественный среди памятников старины Ангкорской группы. Он претендует на звание чуда света. Сейчас составляется список новых семи чудес, и Ангкор – один из главных претендентов. Зрелище и вправду потрясающее. Кажется, что башни совершенны по форме, настолько соблюдены все пропорции. И при этом храм, если смотреть со стороны, как бы парит над землей. Ни одной простой стены – все украшено тончайшей ручной резьбой. Сначала храм, как и остальные дома кхмерских богов, был индуистским. Потом буддийским. Сейчас здесь можно встретить следы сразу двух религий.

Чтобы подняться на самые высокие башни, надо преодолеть длинную лестницу. Ступени узкие и высокие одновременно, оттого подъем кажется отвесным. У подножья табличка с английской надписью: «Поднимаетесь и опускаетесь на свой страх и риск!». Иными словами, никто вас насильно наверх не тянет. И если вы там застрянете, снимать не будут. Видимо, это сделано нарочно – к Богу только на четвереньках.

- Ни за что не полезу! - поклялась я, увидев страшную лестницу. А через пять минут, как обезьяна, карабкалась вверх, вытирая ладошками каждую ступеньку, стараясь не смотреть вниз.

Сверху вид открывался чудный. Мы дружно били себя в грудь в гулких башенках, чтобы услышать звонкое эхо. В прохладных комнатах тянулся аромат благовоний и молились монахи. Около часа мы бродили под самыми сводами Ангкора, забыв о том, что нам еще предстоит крутой спуск.

Для спуска была оборудована одна из лестниц. Вместо перил – крепкая веревка. Предполагалось, что эта веревка обезопасит при схождении вниз. Но так как к этой лестнице выстроилась длинная очередь, мы решили спуститься там же, где поднимались. Лично я путь на землю преодолела просто – садилась на каждую ступеньку и потихоньку сползала вниз. Потом мы сидели возле той лестницы, что с веревкой, наблюдали за остальными туристами.

Всеобщий восторг вызвала пожилая кореянка. Она смело шагала вниз, не держась за спасительную веревку, ни разу не присев. Затаив дыхание, мы следили за этим головокружительным спуском. А когда женщина ступила на землю, дружно зааплодировали. Кореянка церемонно раскланялась.

Продолжение следует.