19 мая 2008, Автор: Ольга Титова

Ура-Уральский

Ура-Уральский

Заглянем в будущее Челябинского театра оперы и балета имени М.Глинки. Каковы вероятные пути его развития при нынешнем руководстве?

Вариантов на самом деле не так уж и много. В идеале – ничего особо не изменится. В варианте, предусмотренном голливудскими сценаристами, - счастливое бракосочетание двух влюбленных героев. И, скорее всего, - сначала непродолжительная ремиссия, а затем очередной приступ холеры, который завершится возвращением нового художественного руководителя балетной труппы Константина Уральского на «историческую родину».

Трех лет вполне достаточно, чтобы уже, наконец, определиться с местом обитания. Тем более, говорят, Константин Семенович метит в столичные театры. Челябинский оперный для него лишь строчка в резюме. Но это все слухи, верить им совершенно не обязательно.

По фактам пока получается следующая картина. На состоявшемся недавно официальном-неофициальном знакомстве Константина Уральского с журналистами была обнаружена особенность хореографа вести дела. Неугодным представителям СМИ заявили эффектное «фи».

Правда, на пригласительную открытку в ситуации открытого противостояния никто и не рассчитывал. Глупо было бы ожидать иной реакции. Но тут ведь советское прошлое прорезалось. Осенью в театре начнут вводить систему аккредитации. А это значит, что в скором будущем ни один лишний пакетик чая, ни одно подотчетное печеньице не окажется в когтистых лапах неугодных СМИ.

Противоречить закону о СМИ не имеем ни малейшего желания. Мы, в свою очередь, обещаем необходимые документы для аккредитации предоставить в срок и в лучшем виде. Кстати, о чаепитии. Его теперь в театре будут устраивать часто и, судя по первому опыту, задорно. Тут можно не переживать: готовность челябинских корреспондентов кивать и улыбаться 100-процентная.

«Как руководитель, я - жесткий», - признается Константин Уральский. Требовательность Константина Семеновича в театре уже известна по опыту постановок им спектаклей «Ромео и Джульетта» и «El mundo de Гойя».

Он, по словам бывшего педагога-репетитора театра Елены Потапович (подала заявление об увольнении 13 мая «в связи с несогласием с репертуарной, гастрольной, кадровой и социальной политикой художественного руководителя театра»), был настолько скрупулезен в отношении собственных спектаклей, что ради них, порой, приходилось жертвовать репертуарными спектаклями.

Из пояснительной записки Валерия Кокорева художественному руководителю театра Денису Северинову: «Поскольку постановщик ставил медленно и не укладывался в срок, вы сняли с майского репертуара (2006 год) спектакли «Лебединое озеро», «Дон-Кихот» и концерт артистов балета. А до отъезда постановщика 5 июня вы отменили «Коппелию», чтобы записать на видео поставленную хореографию первого акта спектакля «Ромео и Джульетта», что в итоге привело к падению доходов артистов балета».

К вопросу о балете «Ромео и Джульетта». Константин Уральский недавно заявил: «Я прочитал в одной статье по поводу моего назначения, что на мои спектакли не ходят зрители. Я поинтересовался и выяснил, что «Ромео и Джульетта» - один из лучших, если не лучший спектакль прошлого сезона. 13 аншлагов». Заметим: о «Гойе» Константин Семенович тактично промолчал. И в этом как раз – несостыковка логического толка. Позвольте поделиться.

Региональный фестиваль «Сцена-2007» оказался плодородным для «Гойи»: отмечена работа хореографа (Константин Уральский), дирижера (Антон Гришанин), приз за лучшую женскую роль (герцогония Альба) получила Татьяна Предеина, за лучшую мужскую роль (Гойя) – Евгений Атаманенко; исполнивший партию Чико Сергей Тараторин удостоился специального приза жюри фестиваля.

Ирония в том, что состязался за призы Уральский сам с собой. Среди других номинантов только «Ромео и Джульетта» того же автора. Вот тут-то и вкрадывается противоречие: если классическая история любви настолько популярна среди зрителей, то почему не оценили ее жюри; а если «Гойя» с точки зрения критики настолько хорош, почему сам Уральский предпочитает об этом своем «шедевре» помалкивать?

Очевидна симпатия Дениса Северинова по отношению к своему протеже (имеется копия протокола заседания художественной коллегии от 10.03.06, в которой ясно видно, как «продавливал» кандидатуру Уральского как постановщика балета художественный руководитель театра, несмотря на сомнения большинства). Есть у нас и другие подтвержденные документально факты трепетного отношения руководства к так называемому «русскому американцу» в ущерб своему же коллективу.

Очевидно и «правильное» поведение Константина Уральского с точки зрения самопрезентации. Говоря о себе, он не забывает перечислить всех тех, кого перечислить стоит. Благо, учился он много и у многих. Вспоминается гоголевское: «С Пушкиным на дружеской ноге».

Критике он рад, «потому что это реклама спектаклю», с Валерием Кокоревым - «близкие приятели» («Я всегда просил его включиться в работу, помогать мне»), балетные его обожают, прощаясь, плакали, а сейчас вот приветствуют на новой должности. Да и Челябинску Константин Семенович сделал большое одолжение, согласившись подписать контракт, так как, по его словам, он очень проигрывает в зарплате.

Константин Уральский поделился ближайшими планами: он намерен возродить классическое наследие балета в театре. Есть уже и идеи по постановщикам, которые смогли бы решить эту задачу. Перетягивать на себя одеяло Уральский не намерен, ведь балетная труппа Челябинского оперного театра «не моя частная труппа». Кроме того, он намерен рисковать, ставить на сцене театра «новые названия». В ближайшее время планируется наметить репертуар на следующий сезон.

Что касается гастролей, то танцорам, судя по всему, пока не стоит рассчитывать на эту статью основных доходов. Художественный руководитель балета заявил: «Многие танцовщики не соответствуют необходимому профессиональному уровню, чтобы выступать за рубежом. Передо мной не стоит задача поскорее выскочить на гастроли. Мы должны представлять русский балет на достойном уровне. А потенциал здесь прекрасный. Мое назначение уже вызвало резонанс. Думаю, что в течение ближайших 12 месяцев мы укомплектуем труппу».

Пока Уральский не будет вмешиваться в творческую работу балетной труппы, а лишь выполнять административные функции, есть маленький шанс на, как уже отмечалось выше, ремиссию. А точнее, на ощущение новой жизни в театре. Но даже в этом идеальном варианте эйфория скоро пройдет, так как накопившиеся социальные проблемы вряд ли решила бы даже полная смена руководства театра. А Константин Семенович, как он сам заявил, пока балетных и вовсе не намерен выпускать за рубеж.

Если Уральский думает, что подобное нововведение и в самом деле пойдет на пользу труппе, то он глубоко ошибается. Прошлогодняя отмена гастролей вылилась в увольнения и крупный скандал. Пришлось подключать тяжелую артиллерию в виде губернатора Челябинской области Петра Сумина.

О таланте театрального руководства организовывать гастроли вообще можно складывать легенды. Из пояснительной записки Валерия Кокорева Денису Северинову: «Ведущие солисты обратились ко мне с вопросом, почему не состоялись октябрьские (2007 год) гастроли в Мадрид. Я должен был констатировать, что вы сначала разрешили гастроли, и устроитель уже оплатил аренду театра, а потом, к сожалению, вспомнили, что в октябре назначен фестиваль «Сцена-2007». В результате от гастролей пришлось отказаться».

Еще один примечательный факт, все из той же записки: «Ранее запланированный вами выпуск спектакля «El mundo de Гойя» вдруг неожиданно был приурочен к началу фестиваля «В честь Екатерины Максимовой», который изначально планировался в сентябре. Когда я позвонил балерине, то оказалось, что вы даже не поставили ее в известность о переносе фестиваля, тем более, что она в это время уже запланировала поездку в Корею».

Такие и множество подобных фактов наводят на мысль о том, что больного спасти уже не удастся. В лучшем случае, протянуть несносное существование. Кстати, Елена Потапович с прискорбием сообщила, что идея по сокращению труппы и превращению театра в концертную площадку - еще витает в воздухе. Вот интересно, каким будет следующий шаг на пути к этому «счастливому» будущему? Или это снова только слухи?

P.S. На фотографии – Константин Уральский.