Автор: Ирина Дурманова

В Челябинске обсудили роль фестивалей в промышленном городе

В столице Южного Урала в эти дни проходит VIМеждународный фестиваль-лаборатория ЧЕЛоВЕК ТЕАТРА.  Вчера, 5 марта в рамках театрального форума состоялся круглый стол «Роль театральных фестивалей в формировании и развитии культурной среды промышленного города», организованный медиахолдингом «Гранада Пресс».
В Челябинске обсудили роль фестивалей в промышленном городе

Чем, собственно говоря, фестивали отличаются от обычных просмотров спектаклей? Возможностью поговорить на важные темы, сверить свои взгляды с коллегами, обменяться опытом, похвастаться успехами, договориться о партнерстве, задать вопросы, поспорить и удостовериться в разногласиях или прийти к единому мнению. И эта часть фестивальной программы не менее интересна, чем сами спектакли, которые привезли многочисленные гости в уральский промышленный областной центр.

В конгресс-холле «Малахит», где прошел круглый стол, состоялся, возможно, самый главный разговор фестиваля, участники которого попытались ответить на вопрос, оправдываются ли усилия и средства, затраченные на организацию такого масштабного события и способен ли такой форум открыть театр для нового зрителя?

2.JPG

Если говорить о форме, то круглый стол не получился. Помещение оказалось небольшим и с трудом вместило всех участников мероприятия. Региональный министр культура Алексей Бетехтин, начальник управления культуры областного центра Дмитрий Назаров и председатель челябинского отделения СТД Александр Романов заняли места спикеров, остальные разместились на креслах зрителей. Но договорились сразу разговаривать демократично, как будто и на самом деле есть огромный и круглый стол, и за ним сидят равноправные участники. Люди собрались творческие, в том числе и чиновники, сложности им легко удалось преодолеть. Разговор получился вполне себе неформальным, интересным и закончился, лишь потому что поджимало время и надо было спешить на очередное программное мероприятие.

Алексей Бетехтин рассказал, что фестивали промышленному городу безусловно нужны, как и другим населенным пунктам, в том числе и сельским. И Челябинская область славится своими творческими мероприятиями. Самые известные из них «Бажовка» и «Ильменка», число участников которых каждый год превышает самые благоприятные ожидания. Есть несколько театральных фестивалей. На уровне региона проходит «Сцена», аналог российской «Золотой маски». Ей много лет, но только последние фестивали, на взгляд министра, приобрели определенный смысл, и стало понятно, в каком направлении двигаться. Есть узко профильные – фестиваль балета и оперы, и они также очень значимы. На особом счету «Камерата» и «ЧЕЛоВЕК ТЕАТРА», которые обладают особой творческой аурой. Они сохранились и укрепились, пройдя не очень простые организационные моменты, только потому что нужны: режиссерам, актерам и зрителям.

3.JPG

Другой вопрос о доступности культуры и искусства, в тех же малых городах и районных центрах. Гастроли для театров стали неподъемными, и в Челябинской области работает программа «Театрально-концертный зал», которая поддерживается губернатором и позволяет челябинским актерам и музыкантам знакомить со своим творчеством зрителей отдаленных точек на карте Южного Урала. В 2018 году на программу будет потрачено 10 миллионов рублей, и это своего рода дотация в доступность искусства. 50 миллионов рублей заложено в бюджете на постановку спектаклей. Это новшество, целевые деньги, позволяющие развиваться региональным театрам и снижающие цены на билеты для зрителя.

Интересные особенности проведения театрального фестиваля в Германии отметила большой друг челябинских театралов, вице-президент Международного Форума Монотеатра при Международном Институте Театра (ЮНЕСКО) Нина Мазур. Она живет в Ганновере (ФРГ). Это тоже промышленный центр, в котором, по словам эксперта, люди живут, чтобы работать. И там есть подобный, камерный театральный фестиваль «MOST», который имеет бюджетное финансирование. Наивно полагать, считает Нина Мазур, что если театр не придет к зрителям, люди сами туда пойдут. Театр нужен, но данность такова: для привлечения зрителя необходимы определенные усилия. К примеру, в Ганновере есть категория льготников – школьники, студенты и неработающие люди – они имеют возможность покупать билеты по очень низкой цене. Разницу между реальной стоимостью и льготной покрывает бюджет.

1.JPG

Спектакли показывают только один раз в день – в 20.00, понимая, что работающий человек должен вернуться домой, подготовиться и только к этому времени успеет прийти в театр. Кстати, в Европе не принято организовывать обсуждение творческих работ, и там нет профессии «театральный критик». На фестивалях в оргкомитетах людям не позволяют работать бесплатно, даже, если они этого хотят. Любому, пожелавшему участвовать в организации праздника, выплачивается гонорар по контракту.

Кстати сказать, театральный критик, руководитель Центра исследования русской культуры «Институт Наследия» МК РФ Капитолина Кокшенева посоветовала не завидовать европейским театрам, которые получают достаточное финансирование от государства. Это влечет за собой серьезные обязательства в виде социального заказа и жестких ограничений в свободе творчества. В России свобода есть. Каждому художнику понятна ее ценность.

В вопросе о том, способен ли такой фестиваль, как ЧЕЛоВЕК ТЕАТРА привлечь новых зрителей из числа молодежи в театр, участники круглого стола не были оптимистичными. Для этого город должен жить фестивалем, его должно быть видно на улицах города и в СМИ. Пока полные залы обеспечивает одна и та же театральная публика, которая при любых обстоятельствах придет в театр сама. И эта проблема – возраст современного зрителя.

Очень много лестного приезжие эксперты говорили о челябинском фестивале, который интересен и на высоком счету в России и за рубежом. Он внятен, с точки зрения смысла, без чего страдают многие фестивали, которые проходят в других городах, где участники не всегда понимают цели и задачи съехавшихся в одно место людей. Также важно, чтобы театральные коллективы оставались на месте на время проведения всего фестиваля, а не уезжали сразу же после прогона спектаклей. Этот момент обеспечивает предметность обсуждений, которые, как уже говорилось, в российских театральных фестивалях имеют большое значение.

Как показалось, нашим чиновникам было приятно услышать такую оценку уважаемых людей. Тем более многое говорилось и о роли личности в истории. В нашем случае в истории развития фестивального движения. Идеи творческих людей находят поддержку чиновников, не от случая к случаю, а последовательную. От этого выигрывает в целом театральное искусство, живое, важное и вечное.

Фоторепортаж Ирины Дурмановой

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий Музыкальный вечер в библиотеке
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/