При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Мастер из Златоуста объяснил, как сделать гитару для фламенко

На изготовление одного инструмента требуется больше двухсот часов.
Мастер из Златоуста объяснил, как сделать гитару для фламенко
Семён Ёлкин в своей мастерской. Фото - Евгений Салиенко

Специалистов по гитаростроению (лютье) в России очень мало. И особенно тех, кто создает гитары фламенко. Один из них живет в южноуральском городе Златоусте, который славится во всем мире своими мастерами. Но мастерство это совершенно иного характера и с музыкой имеет мало общего.

Почему уроженец города оружейников увлекся таким экзотическим делом, как гитары фламенко, из чего делаются уникальные для России инструменты, и кто на них играет, Семён Ёлкин рассказал в интервью агентству Полит74.

- Семён, как получилось, что вы увлеклись созданием гитар?

_ozTl32DLoc.jpg

Семён Ёлкин научился делать гитары по инструкциям в интернете. Фото - Евгений Салиенко


- Я вырос в творческой семье. Моя мама окончила музыкальное училище, сестра училась в консерватории. В нашем окружении было много художников, ремесленников, ведь Златоуст – город мастеров. Однако в детстве мне не пришлось научиться работать руками, больше увлекался спортом. Но в двадцать лет начал играть на гитаре. И наткнулся в интернете на форум гитарных мастеров Миколы Руденко. Меня удивило, что люди сами делают музыкальные инструменты. Этот процесс меня захватил. Я изучал форум целый год, пока не появились мысли сделать гитару. Сначала я провел капитальный ремонт старой советской гитары, это была серьезная работа. Но как создать инструмент с нуля, если нет учителя?

Достаточно много мне дал златоустовский ремесленник Игорь Аксенов, который занимался художественной резьбой по дереву. Я пришел к нему и попросил: «Научите меня хоть чему-нибудь!». Он не посмеялся, но сказал, что научить изготовлению гитар не сможет, и предложил для начала вырезать тарелку из березового нароста, чтобы понять, как держать стамеску.

3Q1A8388.jpg Челябинские исполнители фламенко рассказали, в чем главный смысл этого искусства Читать далее

Свой первый инструмент я собирал, взяв известные чертежи классических гитар. Делал одну-две гитары в год, постепенно погружаясь в этот процесс и создавая свою концепцию. Инструменты, которые я делаю сейчас, это итог осмысления информации, полученной преимущественно через интернет. Первый и единственный учитель по гитарному мастерству - Павел Гаврюшов, к которому я ездил в Испанию, появился, когда я уже семь лет занимался гитарами. У него я почерпнул очень многое, мой путь понимания и построения инструментов, к которому я приходил изначально, значительно дополнился и расширился.

- Сколько вы сделали гитар фламенко на данный момент? Много ли в России мастеров, которые создают подобные инструменты?

53XYwXwQWuo.jpg

Российские музыканты нечасто заказывают гитары для фламенко. Фото  - Евгений Салиенко


- У меня гитар для фламенко немного, на двадцать классических я изготавливаю одну фламенко. В основном делаю их под заказ. Мастеров, которые создают гитары фламенко, в России очень мало. Постоянно ими занимается только Павел Башмаков. Некоторые мастера изготавливали единичные инструменты.

Надо отметить, что с 2000-х годов уровень гитарных мастеров в России очень вырос. Между современными инструментами и теми, что изготавливались в 80-90 годы, разница колоссальная. Тем не менее, большой почет мастерам прошлого века, ведь у них было намного меньше доступа к информации. Школа испанской гитары все-таки развивается в Испании. У нас существовала школа русской семиструнной гитары, но она была утеряна после революции.

- Чем гитара фламенко отличается от классической гитары? Почему именно она вас заинтересовала?

- Традиционные гитары фламенко максимально легкие. Это делается для взрывного звука: после щипка струны максимальная громкость звучания достигается как можно быстрее. История развития фламенко-гитары не настолько яркая, как у классической гитары, но и она изменялась под нужды определенного времени. Гитары фламенко изготавливаются из различных материалов, но традиционно это кипарис и ель. Для красоты использовался клен, но звучание у него абсолютно другое.

fpsQ_0_wh2U.jpg Лариса Хорват: «Многие приходят на занятия фламенко, как на психотерапию» Читать далее

В какой-то момент во фламенко появилась гитара негро - темная. Ее назвали так потому, что инструмент изготавливается из темных пород дерева – палисандра. Изначально таких не существовало, поскольку гитара фламенко использовалась только для аккомпанемента. Но со временем переросла в сольный инструмент, и для большего богатства тембра стал необходим другой материал.

- Манера исполнения фламенко более агрессивная к инструменту, с обилием ударной техники, использованием такого приема, как гольпе. Делаются ли гитары фламенко более «крепкими» с учетом таких нагрузок?

- У традиционных гитар деки подвижные. Чтобы играть ударной техникой, необходима определенная защита. Чтобы дека выдерживала достаточно сильный удар, на нее клеится гольпеадор. Он изготавливается из твердого полиэтилена толщиной 0,3 миллиметра. Однако синтетические материалы появились относительно недавно, в 40-е годы прошлого века. Как раньше решали этот вопрос? Гольпеадоры делались из твердых пород дерева и клеились прямо на деку. Они были очень маленькие (до десяти сантиметров в длину и три с небольшим в ширину), и находились только под первой струной. Гитаристам прошлых времен приходилось играть намного более четко и выдержанно. Ведь если бы они наклеили большой деревянный гольпеадор, от звучания гитары ничего не осталось.

- Из каких материалов изготавливаются ваши инструменты? Есть ли из них такие, которые нельзя достать в России? Приходится ли сейчас думать над вопросом импортозамещения материалов, с которым возникли непреодолимые сложности?

A6-YBb-SnZU.jpg

Древесину для изготовления гитары фламенко в России достать невозможно. Фото - Евгений Салиенко


- Все, что касается импортозамещения, это моя боль. Никакие материалы, произрастающие в нашей стране, я не применяю. Кавказская ель достаточно хороша, но под мое видение того, какая должна быть древесина на деке, не подходит. Она излишне тяжеловата и жестковата. Для акустической гитары – идеальный вариант. Для фламенко и классической гитары я выбираю швейцарскую ель. Другие породы дерева тоже произрастают в разных частях света: индийский палисандр – Индия, черное дерево – Африка, мадагаскарский палисандр, соответственно, Мадагаскар. Испанский кедр – цедрела – растет как в Испании, так и в Бразилии, и в Карибском бассейне. Падук – в Африке, канадский красный кедр в Канаде.

Прямые закупки крайне тяжелы, зачастую даже невозможны. В России нет централизованного магазина с высококачественным музыкальным деревом. Самые известные из них находятся в Европе и Америке. Это центры, куда со всех точек мира привозят любую древесину для музыкальных инструментов, а затем сортируют, разбирают и выдерживают. Сейчас проблем с покупкой материалов стало намного больше в силу усложнившейся логистики и неработающих международных банковских систем.

Швейцарская ель – мой любимый материал для деки, кроме кедра. Ее продают только там, где заготавливают, поставщик работает напрямую с покупателями. Древесина высоко ценится мастерами всего мира. Вырубать деревья можно только в ограниченном районе, и только определенное количество стволов. В итоге объем, идущий на продажу, небольшой. Заготовки приходится приобретать свежие. А чтобы пустить древесину в работу, нужно выдержать минимум пять лет естественной сушки. Но ее качество перекрывает все сложности.

- Семён, у кого есть запрос на авторские гитары? В чем разница между теми инструментами, которые массово выпускаются на фабриках, и изготовленными индивидуально?

Профессиональные музыканты играют только на  инструментах, изготовленных индивидуально

- Авторские инструменты называют «мастеровыми». Никогда фабричная гитара не будет иметь такое же качество звучания, которым обладает даже средний мастеровой инструмент. Чтобы построить технический процесс на производстве, выпускать инструменты массово, приходится жертвовать достаточно многим. Например, вопрос лакировки. В традиционной гитаре фламенко применяется французская полировка, шеллак. На массовом производстве - только синтетический лак. Традиционные гитары фламенко - инструменты максимально легкие, подвижные, живые. Мой опыт показал, что при лакировании гитары синтетическим лаком разница в весе покрытия достигает четырех раз, что весьма значительно. Синтетический лак может сковывать звучание древесины.

- Следите ли вы за судьбой ваших инструментов? Если рассматривать гитары для фламенко, кто на них играет, где их можно услышать? Поддерживаете ли вы связи с музыкантами – дружеские, творческие?

- Фламенко играет Алексей Стародубцев, у него два моих инструмента, а также гитары других мастеров. Классические гитары для музыкантов, известных на всю страну, сейчас находятся у меня в работе.

Со всеми музыкантами, которые интересуются моими гитарами, у меня теплые и дружеские отношения. Я это ценю, и это очень важно в силу того, что необходима обратная связь, оценка, критика моей работы.