Автор: Наталья Окорокова

Кто и как учит танцевать челябинских актеров

Работа театрального артиста самым тесным образом связана с пластикой и хореографией. Современный театр требует от актеров все делать профессионально: исполнять трюки, фехтовать, петь и танцевать. Много работать с движением приходится и челябинским артистам, это они делают на высоком исполнительском уровне.
Кто и как учит танцевать челябинских актеров

Об этом и многом другом шла речь в передаче «Тет-а-тет с Олегом Синицыным», гостьей которой стала челябинский хореограф, доцент кафедры ТИС ЧГИК Варвара Зырянова. Творческие интересы Варвары обширны, а некоторые знания и умения абсолютно уникальны. Она является преподавателем международной ассоциации танцмейстеров «Societa di Danza», профессионально занимается историческими танцами, осваивает и реализует в собственных постановках разные стили современной хореографии. Варвара Зырянова на протяжении 15-ти лет сотрудничает со многими челябинскими театрами, а также готовит будущих артистов в институте культуры.

Например, в Молодежном театре Варвара Зырянова является хореографом-постановщиком и педагогом по пластике в нескольких спектаклях текущего репертуара, среди которых «Динозавр Рекс», «Конек-горбунок», «Горе от ума», и готовит к постановке спектакль «Геракл».

- Иногда приходится давать артистам серьезную физическую нагрузку. Например, в репертуаре Молодежного театра есть спектакль «Конек-горбунок», который в ближайшее время будет представлен на фестивале постановок по этой сказке. В нем много движения, танцев, нужно, чтобы артисты были в определенной физической форме. Им нужно пластически отработать весь спектакль, для чего мы делали очень серьезную подготовку, - рассказывает Варвара Зырянова.

Одно из направлений деятельности челябинского хореографа в сфере современного танца – постоянное участие в творческих лабораториях. Смысл их в том, что люди, работающие в одном направлении, встречаются и обмениваются опытом.

- В Челябинске долгое время была Лаборатория современного танца, сильнейший проект. Он дал нам очень многое - флешмобы, спектакли, перфомансы, в которых было задействовано огромное количество людей. Тогда говорили, что Челябинск - это центр современной хореографии. Сейчас приходится ездить в другие города, - отмечает Варвара Зырянова.

Один из самых интересных ее опытов в данной сфере – онлайн обучение через интернет-портал, который объединяет всех российских хореографов. Варвара Зырянова в числе двухсот хореографов прошла обучение в рамках одного из проектов. В результате мастер Екатерина Кислова выбрала 15 человек, с которыми ей интересно было поработать. Они создали постановку, партии для которой заранее выучили на основе онлайн-курса. В результате за десять дней в Москве был создан детский спектакль, с использованием новейших тенденций театра, пластики, хореографии.

Варвара Зырянова родилась в Снежинске. Она занимается танцами с детства. Одной из ее наставниц в юности была знаменитый челябинский хореограф Тамара Борисовна Нарская. Во время одного из детских конкурсов Тамара Борисовна заметила Варвару, и сказала, что хотела бы видеть ее в будущем одной из своих учениц.

- Тамара Борисовна до сих пор меня курирует. Я продолжают ее проект для детей «В гостях у Терпсихоры», в этом году мы открываем 29 сезон. Она следит за тем, что я делаю в историческом танце, мы ее приглашаем на наши балы, - рассказывает Варвара Зярынова.

Другим важным наставником в ее жизни стал преподаватель исторических танцев Фабио Молика. Он пригласил Варвару на обучение танцмейстеров в Италии, благодаря чему она получила уникальный опыт. На сегодняшний день Варвара Зырянова – единственный профессиональный хореограф в России, который является танцмейстером исторических балов.

Своим главным достижением, как преподавателя, Варвара Зырянова считает умение учеников выразить эмоции через движение.

- Когда преподаю на кафедре театрального искусства, мой предмет не является основным. Мои студенты – актеры, но танцующие. Моя главная гордость в том, что эти люди двигаются на сцене. Они знают, как привести себя в форму, как работать над образом. Иногда они пишут мне через много лет и спрашивают совета. Даже если студенты в будущем не связывают жизнь с театром, но могут станцевать, сымпровизировать – счастье для меня, когда они не испытывают трудностей с выражением своих эмоций через движение. Современный театр требует от актеров, чтобы они делали все профессионально – исполняли трюки, умели петь, танцевать, - отмечает хореограф.