Хранитель истории челябинской драмы объяснил, кто в театре главный человек
В челябинском театре драмы имени Наума Орлова работает 350 человек. Только 50 из них – артисты, которых зрители видят на сцене.Здание театра драмы имени Наума Орлова. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
О том, кто скрывается за кулисами, и благодаря чьим усилиям создаются спектакли, агентству Полит74 рассказал Александр Ермолаевич Краснов – хранитель истории Челябинского театра драмы, директор музея.
- В нашем театре до Великой Отечественной войны работало 100 человек: 50 артистов, 50 обслуживающего персонала. Сейчас у нас 350 человек: 50 артистов и 300 человек, которых не видит зритель. Но без них спектакль не состоится. Это работники театра, которые обслуживают само здание – лифтеры, механики, сантехники, а также сотрудники цехов, среди которых столярный, слесарный, бутафорский и другие, - говорит Краснов.
Самый главный человек
Чтобы появился спектакль, сначала режиссер выбирает пьесу. Он приглашает художника, тот делает эскизы костюмов, декораций, реквизита. Театр драмы все свои спектакли делает «под ключ»: есть цеха всех направлений.
Непосредственно в репетициях задействованы другие работники закулисья. Главный их них - помощник режиссера. Он следит за тем, чтобы актеры пришли вовремя на сцену, был подан реквизит. Помреж дает сигналы артистам, звонки в зрительный зал, открывает занавес, поворачивает круг, говорит, когда нужно опускать штанкеты с декорациями.
- Режиссер поставил спектакль и ушел, а помреж каждый день на сцене, у своего пульта и микрофона. Это самая главная театральная профессия, - объясняет Александр Ермолаевич.
Династия костюмеров
В челябинском театре драмы есть огромная коллекция костюмов, которые скопились за более чем столетнюю историю. В 1921 году костюмерным цехом заведовала сотрудница по фамилии Зотова. Тогда активно громили купеческие особняки, в театр передавали костюмы, реквизит, мебель. Через год хранительница передала костюмы и реквизит свой дочери. Антонина Алексеевна Зотова с 1922 года на протяжении 30-ти лет руководила костюмерным цехом. Через 30 лет она передала цех своей племяннице Нине Петровне Зотовой. Она возглавляла цех последующие 40 лет, стала Заслуженным работником культуры.

Александр Ермолаевич Краснов, фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
В 1976 году творческая группа из Польши ставила у нас спектакль «Бал манекенов». Идет генеральная репетиция, на сцену выходит миллионерша в красивом платье, а на шее огромная лиса. Я спрашиваю – а лису откуда взяли? Нашли на складе! В костюмерном цехе эта лиса лежала с 1941 года. Ее восстановили, и она снова стала «играть» на сцене, - рассказывает Александр Ермолаевич Краснов.
Для некоторых спектаклей не делают новых костюмов, а подбирают из тех, что есть в коллекции костюмерного цеха. Их реставрируют, или перешивают на какого-то артиста.
- Но есть уникальные костюмы. Например, мы храним костюм из спектакля «Царь Юрий». Он изготовлен из специальной церковной ткани, на которую нанесены восьмиконечные звезды. Этот костюм мы не разрешили переделывать, а взяли его в музей. В нем играл роль старейший актер нашего театра Владимир Коноплянский. У него не было никакого актерского образования, артист закончил только три класса церковно-приходской школы. Но стал Заслуженным артистом России. Коноплянский умер на гастролях в Ворошиловграде. Сыграл спектакль, а после того, как закрылся занавес, у него случился инфаркт, и на поклон артист уже не вышел, - говорит Александр Ермолаевич.
О том, какие еще профессии существуют за кулисами челябинского театра драмы, и о разных интересных историях, которые с ними связаны, читайте в наших следующих публикациях.
- Челябинцам рассказали, чему может научить современную молодежь философия Канта
- Футбольный клуб «Челябинск» завершил первый круг домашней победой
- В Челябинске завершился XIII Международный музыкальный фестиваль «Весенний beat»
- Гитарист Иван Доржиев объяснил челябинцам, почему Пако де Лусия во всем мире признан великим музыкантом