При поддержке Гранада Пресс
Автор: Ирина Дурманова

Игорь Бутман: «Челябинск – один из самых джазовых городов России»

Сегодня, 10 февраля, на Южном Урале состоится закрытие VII международного фестиваля музыкального юмора. Корреспондент агентства Полит74 пообщался с его идейным вдохновителем Игорем Бутманом.
Игорь Бутман: «Челябинск – один из самых джазовых городов России»
Игорь Бутман на концерте в челябинской филармонии. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Игорь Бутман на концерте в челябинской филармонии. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Четыре дня в четырех городах Челябинской области, южноуральские зрители наслаждались джазом с акцентом горячего юмора. Перед ними выступали известные российские и зарубежные музыканты, которых привозит в регион знаменитый саксофонист, народный артист РФ Игорь Бутман. Фестиваль, который носит его имя, проходит при поддержке губернатора Челябинской области. Он имеет огромный успех, его всегда ждут зрители, потому что южноуральцы любят джаз. Здесь звезды играют для благодарной публики.

В этом году в России отмечают столетие джаза. Его истории известны времена, когда официально этот музыкальный жанр не жаловали, даже предупреждали: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!». Но они играли в подвалах и других малоприспособленных помещениях, не предавая ни музыку, ни Родину. В наши дни джаз на подъеме. Что будет завтра? Это зависит от юных дарований, которые пока ходят в музыкальные школы, осваивают технику игры на инструментах и сложную для них науку сольфеджио. И еще это зависит от педагогов, способных влюбить детей в свободное и увлекательное искусство джаза.

273034688_4872571606169380_7006131152801204082_n.jpg

У юных челябинских музыкантов есть возможность учиться у лучших мастеров. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Как известно, между южноуральской детской филармонией и ГБПОУ города Москвы «Академия джаза» Игоря Бутмана существует партнерское соглашение о сотрудничестве в рамках проекта «Школа исполнительского мастерства». Преподаватели академии проводят мастер-классы для юных музыкантов эстрадно-джазового оркестра Антона Бугаева. В минувший понедельник, перед открытием фестиваля урок мастерства преподнес ребятам сам Игорь Бутман. Похоже, он остался доволен своими будущими коллегами.

- Растут, растут. С момента открытия детской филармонии виден прогресс, - сообщил после мастер-класса Игорь Михайлович. - Самое главное, ребята интересуются всем, что происходит в мире джаза. Хорошие ребята, выглядят хорошо, и у них хороший вкус. Но надо мотивировать. У нашей молодежи много соблазнов. Надеюсь, что сегодняшний урок, придаст им толчок на большие усилия.

- Они же отличаются от вашего поколения? Вы - из романтиков, сегодня молодежь более прагматична, не правда ли?

- Романтика никуда не ушла, они также будут жить и влюбляться. Чувства у них никто не отберет. Не мы это заложили, природа. Жизнь меняется, а шедевры все равно появляются с хорошей периодичностью. Мы все романтики, и ребята есть и останутся романтиками. Главное, чтобы романтика не занимала большую часть их жизни. Романтика должна вести вперед, а не уводить от жизни. Все хорошие чувства должны давать правильный импульс, пользу и толкать вверх.

- Во время урока вы юным музыкантам на своем музыкальном языке объяснили, почему классики не любят джаз. Можете это расшифровать для тех, кто не понял? Хотя, мне всегда казалось, что классики любят джаз.

273427096_4872568089503065_1664997771417579904_n.jpg

Ребята внимательно слушали слова маэстро. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)


- Долгое время, не только в Советском Союзе, но и во всем мире, джаз воспринимался как музыка более низких слоев населения.

- Не для элиты.

- Да, не для элиты. Джаз, с точки зрения классической и академической музыки, в начале истории был достаточно примитивен. Исполнение доставляло удовольствие. Но для музыкантов, которые знали Рахманинова и Чайковского, Бетховена и Вагнера, это был смешной и низкий уровень. Но потом, когда в джазе стали делать уже оркестровые композиции, когда появились большие оркестры, когда стали появляться профессионалы в джазе, ситуация начала меняться. Однако очень долго не было обучения джазу, даже в университетах Америки. В Советском Союзе многие достаточно низкопробные ансамбли, которые называли себя джазовыми, а играли плохо, конечно вызывали раздражение у классических музыкантов. Хотя совсем недавно, изучая историю советского джаза, в книге «Советский джаз» я нашел несколько статей великих композиторов: Шнитке, Прокофьева, Хачатуряна. Дмитрий Шостакович, когда был в Америке и попал на джазовый концерт, высказался очень хорошо о новом музыкальном направлении. Но преподавание джаза в академических учебных заведениях нашей страны началось только в 1974 году. Джазовые концерты в больших залах консерваторий – в 80-х годах. Это говорит о том, что классические музыканты, относились с пренебрежением к тому, что называлось джазом, основываясь не на лучших примерах. Но со временем все встало на свои места. Сейчас музыканты относятся к джазу по-другому. И уровень вырос, и подготовка к нему. И художественную ценность очень сложно отрицать.

- И Челябинск вполне себе джазовый город.

- Челябинск – один из самых джазовых городов нашей страны с еще далеких времен.

- У нас даже на большом органе играют джаз

- Вот видите, что происходит. А раньше, разве кто-нибудь пустил бы играть джаз на большом органе?

- Сегодняшние дети будут играть джаз на хорошем уровне?

273383485_4872570642836143_8158361160115793984_n.jpg

У музыкантов была возможность не только слушать Игоря Бутмана, но и сыграть вместе с ним. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)


- Все педагоги говорят одно: ребята недостаточно большое время уделяют своему инструменту. Многие из них, быть может, не хотят стать музыкантами. Нравится им какое-то время провести в музыкальном сообществе, и все. Если же кто-то из них решили выбрать профессию музыканта, они должны заниматься намного больше. Если человек идет в джаз, он планирует импровизировать. Играть академическую классическую музыку – задача не простая, но понятная. Берешь ноты, выучил, отработал – выступаешь. А в джазе просто так ноты взять невозможно, надо готовиться к импровизации. Надо знать стиль, надо знать гармонию, надо знать форму, уметь ориентироваться во многих аспектах сразу. Джазовый музыкант композиторствует в прямом эфире, в реальном времени. Конечно, он должен готовиться не меньше, чем классический музыкант, к любому концерту. Это ответственная ситуация, надо много всего изучать, чтобы быть готовым к импровизации. Ребятам надо изучать теоретические дисциплины. Без этого никак. Джазовый музыкант применяет каждый раз эту теорию.

Руководитель детского эстрадно-джазового оркестра Антон Бугаев назвал мастер-классы мастеров джаза судьбоносными для его подопечных.

- Вопрос в мотивации, формировании цели. И я вижу огромный смысл именно в этом. Все начинается с подготовки к таким встречам. Играть звездному музыканту, находиться на сцене с таким мастером – это совсем другие ощущения. Дети очень серьезно готовятся, получая профессиональный и эмоциональный опыт. Желанный огонек вспыхивает. Эмоции получили ребята, мотивация возникла. И еще, те же самые вещи, которые говорим детям мы, из уст авторитетного музыканта звучат для них более убедительно. Я раньше играл в оркестре у Станислава Бережного. И одну программу нам готовил Анатолий Кролл. И мы воспринимали по-другому то, что нам уже говорил Станислав Васильевич. И оркестр зазвучал по-другому. Поэтому такие встречи для нас очень важны. Воспитание будущих джазовых музыкантов – это наша совместная, очень важная работа. Мы растем, развиваемся, идем вперед с той скоростью, которая меня, как руководителя, вполне устраивает.