Евгений Смышляев: Почему в Челябинске большое количество поэтов и что нам с этим делать
Челябинск и поэзия – вещи, на первый взгляд, не совместимые. Почему же они все-таки вместе, рассуждает в своей авторской колонке на «Полит74» Евгений Смышляев, доцент кафедры русского языка и литературы Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, кандидат филологических наук.Поэзия на Южном Урале занимает особое место. Фото Людмилы Ковалевой ("Южноуральская панорама").
Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил доцент кафедры русского языка и литературы Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, кандидат филологических наук..
Фото предоставлено пресс-службой ЮУрГУ
В 2018 году в Челябинске появился уникальный цифровой проект «Виртуальный музей писателей Южного Урала». Виртуальный музей – это проект магистрантов кафедры русского языка и литературы Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ. Руководителями проекта являются доктор филологических наук, профессор Татьяна Федоровна Семьян и я, кандидат филологических наук, доцент Евгений Александрович Смышляев. Музей c помощью сайта, страницы в ВКонтакте и Instagram представляет полную информацию о биографии и творчестве писателей Южного Урала, в интерактивной форме позволяет ближе познакомиться с жизнью современных поэтов, является площадкой для размещения научно-популярных статей о творчестве современных писателей.
О чем же пишут современные челябинские поэты? Я думаю, что ответ на этот вопрос стоит начать с ответа на вопрос «а что такое поэзия?». Многие по-прежнему считают, что поэзия – о чем-то гармоничном возвышенном, красивом, неземном. Но поэзия не только о красивом и гармоничном. Поэзия – о живом, настоящем, сложном, противоречивом, не всегда приятном, но важном. Поэзия социальна – она создается людьми для людей, пытается решить их проблемы, утешить, что-то объяснить, заставить действовать.
Одной из главных тем современной челябинской поэзии является тема города, жизни в нем: стихотворения насыщенны местными топонимами, индустриальными образами. Челябинские поэты, говоря о жизни в Челябинске, поднимают социальные проблемы, проблемы экологии. В качестве яркого примера приведу стихотворение Яниса Грантса «Розмарин»:
жжёным сахаром тянет с улицы.
держат, что ли, за дурака?
под кондитерский цех гримируется
ЧМК.
трубы в небо упёрлись жерлами.
трубы выстроились в каре.
и над каждой трубой, наверное,
по дыре.
и под каждой трубой – по родине
для потомственных заводчан.
сны бесцветные колобродят там
по ночам.
там расписаны окна сажею.
там без повода горько пьют.
там цветы по горшкам рассажены –
и гниют.
с подоконника чёрно-чёрного,
как последний солдат, один,
там глядится в стекло копчёное
розмарин.
он – циррозник – желтеет листьями,
знать не зная о палаче…
ненавидим ты и единственен,
город Че.
Кому и зачем нужна поэзия? Пожалуй, я соглашусь с Жаном Кокто, который, отвечая на этот вопрос, сказал: «Я знаю, что поэзия необходима, – но не знаю для чего». Поэзия необходима всем. Но в первую очередь тем, кто ей интересуется, кто к ней тянется. На мой взгляд, самое важное, чтобы молодые начинающие поэты знали, что в Челябинске поэзия есть, её много, что свой творческий потенциал можно развивать и в Челябинске – для этого есть все условия. И я надеюсь, что этот небольшой материал наглядно это им продемонстрирует.